- Как ты относишься к мухам, Артем?
- Как и все, я мух никогда не любил. Просто мне понравился этот образ. Люблю фантазировать и в какой-то момент задумался: а вдруг муха живет своей жизнью и у нее есть своя какая-то позиция, точка зрения на то, что происходит вокруг нее? И именно через муху, через существо маленькое (и, в общем, неприятное!) можно поговорить о вроде бы банальных вещах. И через нее это не так банально смотрится – потому что она сама по себе обычная банальная муха... По сути, это тема маленького человека, который живет где-то в закуточке. Он вроде бы умный, и вроде бы добрый, лиричный, трогательный. Но не может вырваться из этих стен. В самом начале он говорит: «Я не буду говорить громко, а то меня отравят». Он такой: боится вылететь. Вроде бы муха, а нигде, по сути, и не летал… Только в конце истории, наконец, кричит громко: «Надо летать!» - и его тут уже травят «соседи».
Про поэтов, прозаиков и художников
- К кому ты относишься с большей симпатией – к своему персонажу или к тем, кто живет за стенкой?
- Здесь нет четкого ответа. Я не могу сказать конкретно «вот это плохо», или «это хорошо». Вообще, в жизни не бывает «плохого» и «хорошего». А есть некие потаенные темы в «рюкзачок» каких-то обстоятельств – почему человек поступает именно так, а не иначе... Каждый из зрителей решит сам для себя – плохо себя ведет, скажем, Саша Хорьков (персонаж спектакля. Прим. авт.) или хорошо. А по сути, Саша Хорьков живет так, ему так нравится… Конечно, у меня есть свое личное мнение, например, по поводу той бабушки – мне искренне ее жаль. Но муха может только намекнуть: мол, есть такая ситуация, а вы сами посмотрите – хорошо это или плохо… И мне кажется, что я и в жизни – как Артем Находкин – не знаю, как «хорошо» и как «плохо». Разные бывают в жизни обстоятельства…
- А где Артем Находкин находит материал для своих спектаклей?
- Например, шел я как-то по улице, услышал скандал. Стало жутко интересно – а чего, собственно, люди скандалят-то? И мне показалось любопытным «подсмотреть» за людьми. К тому же это очень хорошо «ложится на театр», потому что мы все подсматриваем. Зритель подсматривает за актерами. А что если сделать «подсматривание за подсматриванием»?
- Ты поэт или прозаик? Я тут даже читала где-то, что у тебя уже есть книжечка выпущенная…
- Да какая это книжечка… Это такие «семейные радости». Ну, там есть рассказ, по первому спектаклю «Ирония судьбы» прописанный… Просто дело в том, что я обычно к своему дню рождения что-нибудь делаю – либо книжечку выпускаю, либо спектакль. Так было с «Иронией судьбы». И с «Армандиром» приблизительно так же было. Просто постоянно что-то хочется делать… А насчет того, поэт я или прозаик… Наверное, в каждом человеке есть поэт. В любом. И прозаик тоже.
- Но какое-то есть обозначение тому, что ты делаешь?
- Мне хочется верить, что я художник: нравится искать какие-то художественные воплощения жизни, быта. Быт смешивать с чем-то нереальным. Например, в навозе растет цветок…
- И это красиво…
- Нет, лучше, когда красивый навоз и некрасивый цветок. Это интересней. Я и занимаюсь тем, что мне интересно, и дай бог, получается.
- Что такое «Армандир»? Что это за слово? Откуда оно?
- Это придуманное слово. Такого слова нет. Я написал рассказ «Армандир» - про человека, который долго смотрел на муху, у него заклинило шею, и он так и умер в этом положении. И он кричал слово «армандир». Я не знаю, почему он это слово кричал, но мне показалось, что что-то в этом слове есть необычное… что это слово похоже на слово «Бог»
- АРтем, опять же…
- Может быть, АКтер еще… Недавно придумал короткометражку, решил снять… А потом понял, что это стихотворение, на которое я придумал короткометражку, люди мне уже рассказывали! И получается, не я это придумал, а просто где-то слышал. Так обидно!
Про Хазанова, неудавшегося экономиста и возможность изменить мир
- Никогда не чувствовал себя одиноким? Все-таки спектакль твой и об одиночестве тоже.
- Да конечно, чувствую. И это не зависит от того, есть рядом человек или нет - бывает, ты все равно чувствуешь себя одиноким. И дело не в том, «мол, я творческая личность, поэтому я всегда одинок». Бред, конечно. Но бывает, не сходишься с кем-то мнениями, и это тоже нормально…Я просто в семье один. И если сейчас назад вернуться, вспомнить детство – так родители работали, а я в основном сидел дома один. Сам себе что-то придумывал. Свой мирок создавал… И вот из-за этого, может, все и получилось.
- Ты же не из театральной семьи?
- Мама врач-анестезиолог, а папа – военнослужащий.
В папе всегда это было… Он играет на музыкальных инструментах, даже писал стихи в свое время. И неплохие. Он такой - очень творческий. В детстве, когда я посмотрел номер Хазанова про придурка из кулинарного техникума – запомнил его. И потом приходили гости, и я всем «рассказывал Хазанова». Гости говорили: «Будет артистом!» Потом все забылось. А уже на втором курсе экономического института (а я учился на экономиста) я вспомнил: точно! Мне же говорили, что я могу быть артистом!
- А почему? Чем тебе так экономика не понравилась?
- Да мне показалось все это очень скучным – с бумажками сидеть… Впрочем, у каждого свое призвание – у кого-то гениально получается сидеть с бумажками, и он получает от этого удовольствие. У меня не получается.
- А вообще, зачем быть артистом?
- Никогда не задумывался об этом… Но наверное, потому что мне хочется СКАЗАТЬ. Правду я говорю, или неправду, правильно или неправильно – не знаю. Но я – хочу сказать. И второй мой спектакль – это как раз то, что я хочу сказать. Может быть, это даже глупости. Но глупости тоже интересно говорить.
- То есть не важно, что ты говоришь?
- Как же не важно! Конечно, важно. С чем-то я не согласен в жизни, кто-то меня в этом поддерживает, кто-то нет. Но главное – хочется мир изменить к лучшему, как бы это банально ни звучало.
- А к какому такому лучшему? Что тебе не нравится и что нравится в этом мире?
- Я не люблю неоправданную жестокость, грубость, лесть… В первом спектакле мой персонаж говорит: «В мире столько жестокости, я просто не понимаю, откуда она берется». И эти слова - такой «мотор» к спектаклю, потому что человек не понимает: вот, парня убили за 800 рублей и зажигалку! И у него нет жизни больше! Смотришь по телевизору – каких-то бабушек бьют, деньги забирают… Но это же ужасно! И если есть еще возможность об этом сказать, тогда, может быть, и мир будет немного другой? И еще важно, чтобы люди мечтали и фантазировали. Кажется, что быта много у каждого из нас в жизни, а мечты – мало. Почему? Потому что опять же кажется, что нужно жить, развиваться: деньги-деньги-деньги, все с Москвой связано, и там такая энергетика этих денег… И постепенно забываем – ведь мы же были детьми! Мы же дети, только взрослые.
- А что с Москвой?
- Недавно мы ездили туда и показывали там спектакль. Жили в столице полмесяца, и до этого я, конечно же, бывал в Москве - мы заезжали с гастролями. Но не жили. А тут я почувствовал эту атмосферу… вроде бы огромный мегаполис, все нормально, много возможностей. Но люди все очень уставшие. И тянут лямку. И что касается эзотерики, то и она тоже говорит, что энергетика денег – она такая грубая, жесткая. Чтобы было много денег, нужно «хватать». И вот приезжаешь ты в Москву и начинаешь «хватать» - грубее, жестче, еще грубее… И я подумал: а зачем тогда ТАМ тянуть лямку, если и здесь, в Новосибирске, можно нормально работать? Да где угодно – неважно, где ты будешь свое счастье строить!
- Почему ты не остался в «Глобусе»? Ведь можно ж было выбрать не «Первый театр», а как-нибудь в «молодежном академическом» закрепиться?
- Думаю, нет. Потому что в «Глобусе» много молодых ребят (я так думаю), которые начинают относиться к театру, как к работе, а к спектаклю – как к продукту. То есть существует некое производство, а мы просто выпускаем продукт – спектакль, особо не затрачиваюсь. И думаю, что меня бы тогда повставляли в сказки и куда угодно, и времени делать свое уже не было бы… хотя, наверное, и тут нашел бы?
- А почему в «Первый театр» пошел?
- Почувствовалось, на уровне интуиции. Потом мы год работали на зарплату 4.5 тысячи. Но зато мы что-то ДЕЛАЛИ. Старались, как и сейчас. И что-то в этом есть живое и настоящее.
- А что нужно актеру, художнику, чтобы делать что-то более-менее приличное?
- Я думаю, вкус должен быть у актера. Понимание, о чем он хочет сказать. И еще, наверное, немножечко нужно быть наглым.
Про деньги, цели и «колеса»
- У творческих людей бывают определенные цели – в тридцать стать заслуженным, в сорок – народным. Потом все понемногу еще больше приземляется и полностью упирается в деньги – в игру, у кого этих денег больше. А потом оказывается, что больше чем кое у кого мы заработать денег не можем, и от этого возникает множество стрессов и проблем. Вот упертость в плане денег у тебя есть?
- Нет. И никогда не было. Я встречаюсь со своими знакомыми ребятами (я сам из Пашино) иногда в маршрутке. И у них первый вопрос – мол, сколько зарабатываешь? А меня этот вопрос даже возмущает. Почему бы не спросить, как у меня дела, чем я занимаюсь. Нет -«Сколько ты зарабатываешь». Я не вижу цели заработать. Мне хватает. Я не жалуюсь. Деньги сами как-то приходят. Мне кажется, фанатеть по поводу денег не стоит – в жизни есть гораздо более интересные вещи.
- Вот будет у тебя много денег, ты будешь счастлив?
- Да я и сейчас счастлив. Я ведь хожу не на работу – я хожу заниматься своим любимым делом. И мне от этого хорошо. Что касается «много денег», то мне пока хватает. Но нужно ведь еще и понимать, зачем тебе деньги, – ведь даже на постановку спектакля нужно максимум сто тысяч.
- Какие у Артема Находкина цели, если не деньги?
- Я мечты немножко приближаю к целям, цели – к задачам. Хотя о мечтах не принято говорить..
- То есть ты, как экономист, все-таки все просчитываешь…
- Кстати, да. Может быть. Когда ставлю спектакль – так в и вовсе черчу графики… А из какой области мечты? Из области театрального искусства, конечно же. Мне хочется съездить на фестивали, мне интересны мнения зрителей Москвы, Питера. Хотя я понимаю – пока мне это будет интересно, это и другим будет интересно. А основная цель – конечно же, поработить мир, захватить галактику!
- Что тебе нужно для полного счастья?
- Наверное, для счастья важно всегда уметь вылавливать мгновения смысла из жизни – чтобы жизнь не превращалась в колесо. Потому что у всех жизнь – колесо. Правда, бывают колеса большие (дом – работа - что-то еще), а бывают –маленькие (дом - работа). Или, если уже совсем не получается уйти от «колеса» - сделать так, чтобы это колесо росло и росло. Потому что, по сути, сейчас большинство людей живут в «колесах». Просто бывают эти колеса разного размера.