Сибкрай.ru

Роман Должанский о «Ново-сибирском транзите»: Такие спектакли можно смотреть двадцать раз подряд

Роман Должанский о «Ново-сибирском транзите»: Такие спектакли можно смотреть двадцать раз подряд

- Сколько спектаклей вам удастся посмотреть на «Ново-сибирском транзите»?
- Около десяти спектаклей. Фестиваль – это некая селекция. Интересно увидеть за неделю большой круг новых лиц, собранных вместе. Спектакли на фестивале, показанные вместе, как цветы в букете. Разные цветы в букете влияют друг на друга, так и спектакли – между ними происходит взаимное притяжение и отталкивание. Этим и хороши фестивали, на них постановки смотрятся совсем иначе, чем по отдельности.
- Ждали ли вы от этого фестиваля каких-то для себя сюрпризов?
- Когда есть некий объем опыта, ты уже знаешь, чего ожидать от определенных режиссеров. Но на подобных фестивалях всегда есть шанс расширить границы своего опыта, поэтому здесь порой случаются неожиданности. Я вот не видел до этого ни одного спектакля Новокузнецкого драматического театра. Они поставили пьесу Равенхилла «Откровенные полароидные снимки». Я не мог себе представить, как прозвучит такая острая тематика для новокузнецкого зрителя. Тем не менее, они поставили спектакль – он замечательно звучит, идет хорошо в Новокузнецке и здесь. Для меня это неожиданность.
- Особенность нынешнего «Транзита» в том, что некоторые театры привезли одинаковые названия. Насколько это хороший организаторский ход?
- Было интересно сравнить два варианта постановки «Август. Графство Осейдж». Я первый написал в России об этой пьесе, когда ее несколько лет назад поставил Хертман на Бродвее. Я посмотрел премьеру и предположил, что «Август» понравится российским режиссерам. В этой пьесе есть роли для актеров всех поколений и легко прочитываются переклички с Чеховым. Пока в нашей стране эту вещь поставили только в двух театрах – Омском и Новосибирском, и оба варианта можно было увидеть на «Транзите». Я смотрел спектакль Омского театра драмы на «Золотой маске», а вчера увидел работу Новосибирского театра «Глобус». Такое сравнение лишний раз доказывает, что в одном и том же тексте разные режиссеры находят свои вселенные. Если интересные индивидуальности и крепкие коллективы выбирают для постановки одно и то же название, будет не скучно смотреть и двадцать раз подряд.
- Вы завсегдатай Авиньонского и Эдинбургского театральных фестивалей. Есть ли в России театры, которые приближаются к европейским?
- Я бы такими категориями не стал мерить. Каждый театр должен приближаться не к европейскому или американскому театру, а к себе. Любой режиссер или актер должен быть близок и верен себе, тогда получится интересный результат. Думать, к чему я близок, а от чего далек, - значит, подражать, это не путь художника.
- Сегодня вы читали лекцию о режиссерах, которые перевернули театральный мир. Есть ли шансы у участников фестиваля попасть в подобный рейтинг?
- Многие из участников «Транзита» были на «Золотой маске», а это и есть российский рейтинг лучших. Есть режиссеры, которые входят в «горячую десятку», но это не значит, что неинтересно смотреть спектакли маленьких театров. Это все происходит в едином пространстве. Масштаб открытия отсчитывается от людей, от того, что они делают сами, а не от того, что происходит где-то. Везде есть место для удивления и открытия.


- Сколько спектаклей вам удастся посмотреть на «Ново-сибирском транзите»?
- Около десяти спектаклей. Фестиваль – это некая селекция. Интересно увидеть за неделю большой круг новых лиц, собранных вместе. Спектакли на фестивале, показанные вместе, как цветы в букете. Разные цветы в букете влияют друг на друга, так и спектакли – между ними происходит взаимное притяжение и отталкивание. Этим и хороши фестивали, на них постановки смотрятся совсем иначе, чем по отдельности.
- Ждали ли вы от этого фестиваля каких-то для себя сюрпризов?
- Когда есть некий объем опыта, ты уже знаешь, чего ожидать от определенных режиссеров. Но на подобных фестивалях всегда есть шанс расширить границы своего опыта, поэтому здесь порой случаются неожиданности. Я вот не видел до этого ни одного спектакля Новокузнецкого драматического театра. Они поставили пьесу Равенхилла «Откровенные полароидные снимки». Я не мог себе представить, как прозвучит такая острая тематика для новокузнецкого зрителя. Тем не менее, они поставили спектакль – он замечательно звучит, идет хорошо в Новокузнецке и здесь. Для меня это неожиданность.
- Особенность нынешнего «Транзита» в том, что некоторые театры привезли одинаковые названия. Насколько это хороший организаторский ход?
- Было интересно сравнить два варианта постановки «Август. Графство Осейдж». Я первый написал в России об этой пьесе, когда ее несколько лет назад поставил Хертман на Бродвее. Я посмотрел премьеру и предположил, что «Август» понравится российским режиссерам. В этой пьесе есть роли для актеров всех поколений и легко прочитываются переклички с Чеховым. Пока в нашей стране эту вещь поставили только в двух театрах – Омском и Новосибирском, и оба варианта можно было увидеть на «Транзите». Я смотрел спектакль Омского театра драмы на «Золотой маске», а вчера увидел работу Новосибирского театра «Глобус». Такое сравнение лишний раз доказывает, что в одном и том же тексте разные режиссеры находят свои вселенные. Если интересные индивидуальности и крепкие коллективы выбирают для постановки одно и то же название, будет не скучно смотреть и двадцать раз подряд.
- Вы завсегдатай Авиньонского и Эдинбургского театральных фестивалей. Есть ли в России театры, которые приближаются к европейским?
- Я бы такими категориями не стал мерить. Каждый театр должен приближаться не к европейскому или американскому театру, а к себе. Любой режиссер или актер должен быть близок и верен себе, тогда получится интересный результат. Думать, к чему я близок, а от чего далек, - значит, подражать, это не путь художника.
- Сегодня вы читали лекцию о режиссерах, которые перевернули театральный мир. Есть ли шансы у участников фестиваля попасть в подобный рейтинг?
- Многие из участников «Транзита» были на «Золотой маске», а это и есть российский рейтинг лучших. Есть режиссеры, которые входят в «горячую десятку», но это не значит, что неинтересно смотреть спектакли маленьких театров. Это все происходит в едином пространстве. Масштаб открытия отсчитывается от людей, от того, что они делают сами, а не от того, что происходит где-то. Везде есть место для удивления и открытия.


Читайте также