Сибкрай.ru

Лебединые страдания: деньги привычно ушли в Санкт-Петербург
Фото: novat.nsk.ru

Лебединые страдания: деньги привычно ушли в Санкт-Петербург

Билборды с рекламой новой премьеры Оперного театра – балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» – появились в Новосибирске. У внимательных зрителей и любителей балета премьера вызывает скорее вопросы, чем радость.

Дело в том, что балетный репертуар Новосибирского театра оперы и балета, не говоря уже об оперном (полномасштабном), практически не обновляется: нельзя же считать премьерой изъятый со складов «Корсар» или поставленные на камерной сцене детские оперы «Терем-теремок», «Оловянный солдатик» и «Красная шапочка». Более того, целый ряд постановок ушли из репертуара. Мелькающие на светящейся рекламе названия – не более десятка – скорее рассчитаны на семейное посещение, больше характерное для ТЮЗа, чем для академического театра. Это вызывает недоумение: зачем тратить на рекламу «Щелкунчика», «Дон Кихота», «Спартака» миллионы, если на них народ идет и без рекламы.

И действительно, «Лебединое озеро» продолжило тренд на замену классических постановок покрытыми пылью драмбалетами в постановке Михаила Мессерера или далекими от классики постановками Начо Дуато, подвергшимися критике со стороны специалистов. В этом ряду уже оказались «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Театр располагает вполне пристойной постановкой «Лебединого озера», которую давали не далее как месяц назад. В спектакле есть и целостность хореографии, и изящество оформления, и дизайн костюмов, выполненный той же итальянской компанией, что одевала в свое время «Щелкунчик».
 
Перед поездкой на короткие гастроли в Москву понадобилось вложить десятки миллионов в новую-старую постановку, вместо того, чтобы возобновить утраченные спектакли, например: «Легенда о любви», «Каменный цветок», «Анна Каренина», «Конек-горбунок», «Гаянэ», вечера балета Фокина «Шопениана» и «Шахерезада». Последнее особенно актуально, учитывая год Римского-Корсакова, поскольку рассчитывать на постановку опер композитора при сегодняшнем подходе к формированию репертуара театра просто не приходится. Хотя из 15 опер композитора есть что выбрать, в том числе и для семейного просмотра. Взять ту же «Снегурочку».


К новой постановке «Лебединого озера» в очередной раз привлечен Михаил Мессерер. По сведениям, поступающим из балетной труппы, помощник хореографа приехал с видеоматериалом, настолько древним, что трудно его смотреть, а не то что понять! На этом видео присутствует старая запись некоей постановки, которую этот ассистент пытается перенести на новосибирскую сцену.

Возникает законный вопрос, за что тогда хореограф получит 2,1 миллиона рублей, обозначенных в соответствующих торгах на сайте госзакупок. Как и тот факт, что все выделенные на декорации и костюмы деньги уже привычно ушли в Санкт-Петербург.

Даже подготовка к гастролям в Москву не может оправдать этот факт. Новому руководству театра следует помнить, что Новосибирский балет имел репутацию прогрессивного театра и вывозил в Москву репертуар, современно звучащий, поражавший новизной, никак не драмбалет, достойно похороненный еще в шестидесятые годы прошлого столетия.

Сегодня этот флаг прогресса и новизны несет Пермская опера. И не только за счет работы там спорного Теодора Курентзиса, а за счет творческой работы молодого балетмейстера Алексея Мирошниченко, которому удается привносить современные детали в сюжетную линию классических балетов и бережно сохранять их классический дух и содержание. Но, похоже, это не волнует руководителей театра, которые и в Новосибирске-то появляются как красные солнышки, руководя огромным хозяйством по телефону. Это касается и генерального директора Ары Карапетяна, который нездоров уже с Нового года и господина Матвиенко, пребывающего в Санкт-Петербурга, и художественного руководителя Владимира Кехмана, о котором никто не знает, где он находится. 

Крупнейший театр в стране оказался в сложном положении. Интересно было бы услышать мнение федерального министерства культуры. Может быть, опыт работы «НОВАТа» с заменой постановок хотят распространить на Большой театр, Мариинский и далее везде? Ведь не зря Владимир Кехман в одном из интервью заявлял, что добьется создания дирекции императорских театров и будет там главой. 


Билборды с рекламой новой премьеры Оперного театра – балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» – появились в Новосибирске. У внимательных зрителей и любителей балета премьера вызывает скорее вопросы, чем радость.

Дело в том, что балетный репертуар Новосибирского театра оперы и балета, не говоря уже об оперном (полномасштабном), практически не обновляется: нельзя же считать премьерой изъятый со складов «Корсар» или поставленные на камерной сцене детские оперы «Терем-теремок», «Оловянный солдатик» и «Красная шапочка». Более того, целый ряд постановок ушли из репертуара. Мелькающие на светящейся рекламе названия – не более десятка – скорее рассчитаны на семейное посещение, больше характерное для ТЮЗа, чем для академического театра. Это вызывает недоумение: зачем тратить на рекламу «Щелкунчика», «Дон Кихота», «Спартака» миллионы, если на них народ идет и без рекламы.

И действительно, «Лебединое озеро» продолжило тренд на замену классических постановок покрытыми пылью драмбалетами в постановке Михаила Мессерера или далекими от классики постановками Начо Дуато, подвергшимися критике со стороны специалистов. В этом ряду уже оказались «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Театр располагает вполне пристойной постановкой «Лебединого озера», которую давали не далее как месяц назад. В спектакле есть и целостность хореографии, и изящество оформления, и дизайн костюмов, выполненный той же итальянской компанией, что одевала в свое время «Щелкунчик».
 
Перед поездкой на короткие гастроли в Москву понадобилось вложить десятки миллионов в новую-старую постановку, вместо того, чтобы возобновить утраченные спектакли, например: «Легенда о любви», «Каменный цветок», «Анна Каренина», «Конек-горбунок», «Гаянэ», вечера балета Фокина «Шопениана» и «Шахерезада». Последнее особенно актуально, учитывая год Римского-Корсакова, поскольку рассчитывать на постановку опер композитора при сегодняшнем подходе к формированию репертуара театра просто не приходится. Хотя из 15 опер композитора есть что выбрать, в том числе и для семейного просмотра. Взять ту же «Снегурочку».

К новой постановке «Лебединого озера» в очередной раз привлечен Михаил Мессерер. По сведениям, поступающим из балетной труппы, помощник хореографа приехал с видеоматериалом, настолько древним, что трудно его смотреть, а не то что понять! На этом видео присутствует старая запись некоей постановки, которую этот ассистент пытается перенести на новосибирскую сцену.

Возникает законный вопрос, за что тогда хореограф получит 2,1 миллиона рублей, обозначенных в соответствующих торгах на сайте госзакупок. Как и тот факт, что все выделенные на декорации и костюмы деньги уже привычно ушли в Санкт-Петербург.

Даже подготовка к гастролям в Москву не может оправдать этот факт. Новому руководству театра следует помнить, что Новосибирский балет имел репутацию прогрессивного театра и вывозил в Москву репертуар, современно звучащий, поражавший новизной, никак не драмбалет, достойно похороненный еще в шестидесятые годы прошлого столетия.

Сегодня этот флаг прогресса и новизны несет Пермская опера. И не только за счет работы там спорного Теодора Курентзиса, а за счет творческой работы молодого балетмейстера Алексея Мирошниченко, которому удается привносить современные детали в сюжетную линию классических балетов и бережно сохранять их классический дух и содержание. Но, похоже, это не волнует руководителей театра, которые и в Новосибирске-то появляются как красные солнышки, руководя огромным хозяйством по телефону. Это касается и генерального директора Ары Карапетяна, который нездоров уже с Нового года и господина Матвиенко, пребывающего в Санкт-Петербурга, и художественного руководителя Владимира Кехмана, о котором никто не знает, где он находится. 

Крупнейший театр в стране оказался в сложном положении. Интересно было бы услышать мнение федерального министерства культуры. Может быть, опыт работы «НОВАТа» с заменой постановок хотят распространить на Большой театр, Мариинский и далее везде? Ведь не зря Владимир Кехман в одном из интервью заявлял, что добьется создания дирекции императорских театров и будет там главой. 



Читайте также