Сибкрай.ru

  Занавес! Как Новосибирск превращается в глухую провинцию
Фото: Рихарда Лем

Занавес! Как Новосибирск превращается в глухую провинцию

Важнейшим из всех видов полемического задора для нас оказалась  театрализация жизни. В минувший понедельник самым обсуждаемым событием стал демарш Сергея Афанасьева - создателя и бессменного художественного руководителя НГДТ на протяжении 30 лет. «Нервы не выдержали», - так комментируют поступок мэтра те, кто хочет свести скандал всего лишь к особенностям личности Афанасьева. На самом деле, ситуация гораздо сложнее – Новосибирск уже потерял статус театральной столицы Зауралья. А теперь начал терять и сами театры.



В понедельник, 11 ноября, Сергей Афанасьев подал заявление мэру городу Анатолию Локтю с просьбой об освобождении его от занимаемой должности сразу после церемонии чествования его в связи с присуждением премии Правительства РФ имени Федора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства». Этой премии, врученной в Ярославле на международном фестивале, никто, кроме Сергея Афанасьева, в Новосибирске не удостаивался; она ценна тем, что лауреаты определяются не по заявкам – выдвижениям на премию, присланным из театров, как на «Золотую маску», а по совокупности заслуг коллегиальным решением независимых экспертов.


Мэру города потребовался не один день, чтобы дать ответ. Только 14 ноября Локоть официально сообщил, что «власти города ищут и найдут новую площадку для театра Афанасьева», уверив, что для него, как всегда,  явилось полной неожиданностью решение собственника здания на Вокзальной магистрали, 19, сократить площадь, занимаемую театром. Собственно, речь идет о 30 метрах вестибюля, которые не существенны в разговоре о том, что зрителям в принципе не комфортно в подвале, где нет должной системы вентиляции, а от актеров и вовсе исполнение каждого спектакля требует, кроме включенности в роли и мастерства, большого мужества. Театр работает в подвале в духоте и без соблюдения противопожарных норм уже четыре года, а градоначальник, учредитель театра о том – ни сном, ни духом… 


театр Афанасьева.jpg

Когда творец положил на стол мэра документ – свое заявление -, то этот факт можно расценивать это поступок и вызов, а, когда дается расплывчатый ответ – это отмазка, очередное «успокоительное». Мэр Локоть сказал, что не подпишет заявление. Мне не хочется думать, что именно на то и рассчитывал Сергей Афанасьев, чей жест был по-детски спонтанным, вызванным давней, глубинной обидой. И она оправдана. Смотрите, что происходит: на «балансе» у мэрии всего два театра, и одному из них – театру «На Левом берегу» нашлось пристанище в Доме Радио, финансирована масштабная реконструкция, а для другого не сделано ничего. Притом в театре «На Левом берегу» зрительный зал стабильно полупуст, а на спектакли в театре под руководством Сергея Афанасьева зрители записываются в лист ожидания, - разве это не нонсенс? 


Не спрашивайте о том ни у Локтя, ни у его зама Анны Терешковой, они не дадут никакого ответа, кроме расплывчатости обещаний, подобных поискам черной кошки в темной комнате.


Локоть.jpg


29 ноября исполнится ровно год с того момента, как Президент РФ Владимир Путин по инициативе председателя СТД РФ Александра Калягина указом объявил 2019-й Годом Театра в России. 


Документ, подчеркивающий важность сохранения и популяризации лучших отечественных театральных традиций, содержит и задачи доступности лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, и подчеркивает необходимость повышенного внимания к провинциальным театрам. Для кого писан указ? – явно не для самих театров, зависимых от «милости столоначальников», а для властей всех уровней, в чьей компетенции создавать условия для развития театральных коллективов. В Новосибирске, помнится, указ восприняли, как гром среди ясного неба. Министерство культуры правительства НСО судорожно подготовило штатное мероприятие – декабрьский дневной короткий, но бравурный сбор в концертном зале имени Исидора Зака, в НОВАТе .  На Сибирском театральном форуме, прошедшем в мае,  тогдашний министр культуры Решетников, сыпал «перлами» вроде: «Любой форум федерального значения важен для Новосибирска, потому что это привлечение внимания к нашим проблемам, которые есть в театральной среде». Что он имел в виду? – неужели счел насущным привлечение внимания приехавших театральных менеджеров региона к местным проблемам, которые сам же и усугубил?.. На самом деле, директора театров региона общаются, а порой и по-настоящему дружат не благодаря тому форуму «для галочки», а, завязав знакомства на межрегиональном фестивале «Ново-Сибирский транзит», который действительно объединил лидеров культурного строительства, но профессиональное общение оказывается более доверительным и эффективным в соцсетях, посредством мессенджеров, директа и других ресурсов.




Скоро – в ноябре - исполнится год, как при попустительстве  бывшего уже министра культуры Игоря Решетникова произошла грубая попытка свержения директора НАМТ «Глобус» Елены Алябьевой, взволновавшая театральную общественность не только города, но и страны. Конфликт, что называется, замяли, отчего ничуть не снизилась острота проблем в самом театре: уникальное здание нуждалось в ремонте кровли, на что из областного бюджета отпущено более 100 млн руб, но эти средства были перечислены и осваиваются не тогда, когда было бы логично осваивать – летом, а в разгар сезона, между прочим, юбилейного, когда театр отметит 90-летие. Сначала из-за протекающей крыши ограничили доступ зрителей на 3 этаж, а теперь, когда кровлю латают в морозную погоду, один за другим отменяют, точнее, переносят на декабрь показы спектаклей на Малой сцене. Дело даже не в том, что не исполняются обязательства перед зрителями. Пострадала, подмочилась и сама репутация театра: в Новосибирск из Москвы прилетели критики, эксперты жюри фестиваля-конкурса «Парадиз», и они не смогли вживую увидеть номинированный на премию спектакль «Черная курица, или Невидимый сад» по пьесе современного драматурга Джулии Король, по мотивам волшебной повести Антония Погорельского. Планировалась online-трансляция на канале ОТС, но и она отменилась ввиду того, что сама Малая сцена превратилась в мокрую и обледеневающую курицу.


Глобус.jpg

Новосибирск принято считать и называть молодым городом, сравнивать со стремительно выросшим Нью-Чикаго. Однако он превосходит все города мира по потребности в театральном искусстве. 


Все театры нашего молодого города – со своей особой историей. Так случилось, что на рубеже Года Театра наши коллективы отметили или готовятся отмечать весьма значительные даты. Столетие, вековой юбилей в этом сезоне у «Красного факела», 90 лет бывшему ТЮЗу – НАМТ «Глобусу», недавно сравнялось 60 лет экс-музкомедии – Новосибирскому музыкальному театру, 80 лет – областному театру кукол, 85 – «Старому дому», который старожилы продолжают именовать облдрамой. В эпоху юбилеев особенно важно, чтобы театры не были обойдены вниманием своих учредителей – министерством культуры НСО.



Не менее  важно грядущее 75-летие Новосибирского театра оперы и балета, ровесника Победы. В эти морозные дни Новосибирск сплотился в том, что люди приходят и подписывают петицию Президенту РФ в поддержку театра Сергея Афанасьева.



В Новосибирске много театров – государственных и частных, академических и экспериментальных. 

Это – уникальные  творческие коллективы, целя плеяда  постановщиков, художников, декораторов. Но нет школы, она утрачена. Количество театров не перерастает в качество, которое характеризует любой крупный город и позволяющее ему называться театральным центром. Для того, чтобы это случилось, нужна особая среда, фестивали, гастроли, эксперименты. Нужна репертуарная политика, нужна связь с жизнью и творческая реакция на происходящее вокруг. «Отдельно стоящий» театр может делать только тонкие стежки. Но никак не плести ткань, потому что плетение – это уже из области управления, координации, выработки стратегии. А эти действия относятся не к формам сценической интерпретации, а к политике. Театры политику не определяют, как и стратегию. Этим занимается государство: в лице отраслевых органов государственной власти, посредством различных фондов, поддерживающих те или иные инициативы, созданием условий для развития творчества и меценатства, реформированием и поддержкой инфраструктуры, распределением средство государственной поддержки… Иными словами, должен быть центр принятия решений, координатор, если вообще уместно говорить о существовании и необходимости государственной политики в сфере культуры, театра, в направлении развития территорий, формирования имиджа территорий и их инвестиционной привлекательности, в чем огромную роль играют, в том числе, и театры.



К сожалению, в последние пять-шесть лет в Новосибирске никакой внятной политики в сфере развития культурной, театральной среды не было. История с театром Афансьева – всего лишь небольшой штришок в повседневной практике управленческого дилетантизма временщиков, мало задумывающихся и способных ставить перед собой стратегические задачи.


дом актёра.jpg



Тревожит не то, что погибнет театр Афанасьева – с ним что-нибудь придумают, в конце концов, найдут какой-нибудь «временный» подвал – их у мэрии много. Вопрос в другом: мозаика упала и рассыпалась на мелкие разноцветные кусочки. Собирать ее некому.


Важнейшим из всех видов полемического задора для нас оказалась  театрализация жизни. В минувший понедельник самым обсуждаемым событием стал демарш Сергея Афанасьева - создателя и бессменного художественного руководителя НГДТ на протяжении 30 лет. «Нервы не выдержали», - так комментируют поступок мэтра те, кто хочет свести скандал всего лишь к особенностям личности Афанасьева. На самом деле, ситуация гораздо сложнее – Новосибирск уже потерял статус театральной столицы Зауралья. А теперь начал терять и сами театры.



В понедельник, 11 ноября, Сергей Афанасьев подал заявление мэру городу Анатолию Локтю с просьбой об освобождении его от занимаемой должности сразу после церемонии чествования его в связи с присуждением премии Правительства РФ имени Федора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства». Этой премии, врученной в Ярославле на международном фестивале, никто, кроме Сергея Афанасьева, в Новосибирске не удостаивался; она ценна тем, что лауреаты определяются не по заявкам – выдвижениям на премию, присланным из театров, как на «Золотую маску», а по совокупности заслуг коллегиальным решением независимых экспертов.


Мэру города потребовался не один день, чтобы дать ответ. Только 14 ноября Локоть официально сообщил, что «власти города ищут и найдут новую площадку для театра Афанасьева», уверив, что для него, как всегда,  явилось полной неожиданностью решение собственника здания на Вокзальной магистрали, 19, сократить площадь, занимаемую театром. Собственно, речь идет о 30 метрах вестибюля, которые не существенны в разговоре о том, что зрителям в принципе не комфортно в подвале, где нет должной системы вентиляции, а от актеров и вовсе исполнение каждого спектакля требует, кроме включенности в роли и мастерства, большого мужества. Театр работает в подвале в духоте и без соблюдения противопожарных норм уже четыре года, а градоначальник, учредитель театра о том – ни сном, ни духом… 


театр Афанасьева.jpg

Когда творец положил на стол мэра документ – свое заявление -, то этот факт можно расценивать это поступок и вызов, а, когда дается расплывчатый ответ – это отмазка, очередное «успокоительное». Мэр Локоть сказал, что не подпишет заявление. Мне не хочется думать, что именно на то и рассчитывал Сергей Афанасьев, чей жест был по-детски спонтанным, вызванным давней, глубинной обидой. И она оправдана. Смотрите, что происходит: на «балансе» у мэрии всего два театра, и одному из них – театру «На Левом берегу» нашлось пристанище в Доме Радио, финансирована масштабная реконструкция, а для другого не сделано ничего. Притом в театре «На Левом берегу» зрительный зал стабильно полупуст, а на спектакли в театре под руководством Сергея Афанасьева зрители записываются в лист ожидания, - разве это не нонсенс? 


Не спрашивайте о том ни у Локтя, ни у его зама Анны Терешковой, они не дадут никакого ответа, кроме расплывчатости обещаний, подобных поискам черной кошки в темной комнате.


Локоть.jpg


29 ноября исполнится ровно год с того момента, как Президент РФ Владимир Путин по инициативе председателя СТД РФ Александра Калягина указом объявил 2019-й Годом Театра в России. 


Документ, подчеркивающий важность сохранения и популяризации лучших отечественных театральных традиций, содержит и задачи доступности лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, и подчеркивает необходимость повышенного внимания к провинциальным театрам. Для кого писан указ? – явно не для самих театров, зависимых от «милости столоначальников», а для властей всех уровней, в чьей компетенции создавать условия для развития театральных коллективов. В Новосибирске, помнится, указ восприняли, как гром среди ясного неба. Министерство культуры правительства НСО судорожно подготовило штатное мероприятие – декабрьский дневной короткий, но бравурный сбор в концертном зале имени Исидора Зака, в НОВАТе .  На Сибирском театральном форуме, прошедшем в мае,  тогдашний министр культуры Решетников, сыпал «перлами» вроде: «Любой форум федерального значения важен для Новосибирска, потому что это привлечение внимания к нашим проблемам, которые есть в театральной среде». Что он имел в виду? – неужели счел насущным привлечение внимания приехавших театральных менеджеров региона к местным проблемам, которые сам же и усугубил?.. На самом деле, директора театров региона общаются, а порой и по-настоящему дружат не благодаря тому форуму «для галочки», а, завязав знакомства на межрегиональном фестивале «Ново-Сибирский транзит», который действительно объединил лидеров культурного строительства, но профессиональное общение оказывается более доверительным и эффективным в соцсетях, посредством мессенджеров, директа и других ресурсов.



Скоро – в ноябре - исполнится год, как при попустительстве  бывшего уже министра культуры Игоря Решетникова произошла грубая попытка свержения директора НАМТ «Глобус» Елены Алябьевой, взволновавшая театральную общественность не только города, но и страны. Конфликт, что называется, замяли, отчего ничуть не снизилась острота проблем в самом театре: уникальное здание нуждалось в ремонте кровли, на что из областного бюджета отпущено более 100 млн руб, но эти средства были перечислены и осваиваются не тогда, когда было бы логично осваивать – летом, а в разгар сезона, между прочим, юбилейного, когда театр отметит 90-летие. Сначала из-за протекающей крыши ограничили доступ зрителей на 3 этаж, а теперь, когда кровлю латают в морозную погоду, один за другим отменяют, точнее, переносят на декабрь показы спектаклей на Малой сцене. Дело даже не в том, что не исполняются обязательства перед зрителями. Пострадала, подмочилась и сама репутация театра: в Новосибирск из Москвы прилетели критики, эксперты жюри фестиваля-конкурса «Парадиз», и они не смогли вживую увидеть номинированный на премию спектакль «Черная курица, или Невидимый сад» по пьесе современного драматурга Джулии Король, по мотивам волшебной повести Антония Погорельского. Планировалась online-трансляция на канале ОТС, но и она отменилась ввиду того, что сама Малая сцена превратилась в мокрую и обледеневающую курицу.


Глобус.jpg

Новосибирск принято считать и называть молодым городом, сравнивать со стремительно выросшим Нью-Чикаго. Однако он превосходит все города мира по потребности в театральном искусстве. 


Все театры нашего молодого города – со своей особой историей. Так случилось, что на рубеже Года Театра наши коллективы отметили или готовятся отмечать весьма значительные даты. Столетие, вековой юбилей в этом сезоне у «Красного факела», 90 лет бывшему ТЮЗу – НАМТ «Глобусу», недавно сравнялось 60 лет экс-музкомедии – Новосибирскому музыкальному театру, 80 лет – областному театру кукол, 85 – «Старому дому», который старожилы продолжают именовать облдрамой. В эпоху юбилеев особенно важно, чтобы театры не были обойдены вниманием своих учредителей – министерством культуры НСО.



Не менее  важно грядущее 75-летие Новосибирского театра оперы и балета, ровесника Победы. В эти морозные дни Новосибирск сплотился в том, что люди приходят и подписывают петицию Президенту РФ в поддержку театра Сергея Афанасьева.



В Новосибирске много театров – государственных и частных, академических и экспериментальных. 

Это – уникальные  творческие коллективы, целя плеяда  постановщиков, художников, декораторов. Но нет школы, она утрачена. Количество театров не перерастает в качество, которое характеризует любой крупный город и позволяющее ему называться театральным центром. Для того, чтобы это случилось, нужна особая среда, фестивали, гастроли, эксперименты. Нужна репертуарная политика, нужна связь с жизнью и творческая реакция на происходящее вокруг. «Отдельно стоящий» театр может делать только тонкие стежки. Но никак не плести ткань, потому что плетение – это уже из области управления, координации, выработки стратегии. А эти действия относятся не к формам сценической интерпретации, а к политике. Театры политику не определяют, как и стратегию. Этим занимается государство: в лице отраслевых органов государственной власти, посредством различных фондов, поддерживающих те или иные инициативы, созданием условий для развития творчества и меценатства, реформированием и поддержкой инфраструктуры, распределением средство государственной поддержки… Иными словами, должен быть центр принятия решений, координатор, если вообще уместно говорить о существовании и необходимости государственной политики в сфере культуры, театра, в направлении развития территорий, формирования имиджа территорий и их инвестиционной привлекательности, в чем огромную роль играют, в том числе, и театры.



К сожалению, в последние пять-шесть лет в Новосибирске никакой внятной политики в сфере развития культурной, театральной среды не было. История с театром Афансьева – всего лишь небольшой штришок в повседневной практике управленческого дилетантизма временщиков, мало задумывающихся и способных ставить перед собой стратегические задачи.


дом актёра.jpg



Тревожит не то, что погибнет театр Афанасьева – с ним что-нибудь придумают, в конце концов, найдут какой-нибудь «временный» подвал – их у мэрии много. Вопрос в другом: мозаика упала и рассыпалась на мелкие разноцветные кусочки. Собирать ее некому.



Читайте также