Сибкрай.ru

«Человеческие жертвоприношения упоминались»: в академгородке открылась выставка о шаманизме
Фото: автор

«Человеческие жертвоприношения упоминались»: в академгородке открылась выставка о шаманизме

17 мая в Институте археологии и этнографии СО РАН открылась выставка «Жрецы, шаманы, колдуны: тайные ритуалы сибирских народов», она посвящена мировоззрению народов Сибири и Дальнего Востока. Там можно увидеть культовые атрибуты селькупов, кетов, эвенков, хантов, манси, нанайцев и ульчей. Выставка приурочена к 100-летнему юбилею сибирского этнографа Галины Пелих и 80-летию Измаила Гемуева.

Является ли шаманизм религией – вопрос спорный. На открытии выставки про это говорят вновь. У народов, практикующих шаманизм, нет единого пантеона богов. Но есть определенные объединяющие признаки.

«На территории Сибири и Дальнего Востока кроме шаманов существуют еще и другие служители культа. Посредники между мирами духов, богов и людей –  жрецы. Шаманы, во-первых, отличаются от них избранностью – шамана избирают духи. Во-вторых, он повелевает духами. В-третьих, шамана отличают техника достижения экстаза, он единственный из служителей культа может впадать в транс. Кроме того, шамана отличает интенсивность личного религиозного переживания», – рассказал доктор исторических наук Аркадий Бауло.

DSC_1622.JPG

Например, шаманизм сейчас практикуют селькупы. Это небольшая народность, которая проживает на территории Западной Сибири, их осталось порядка четырех тысяч человек.

Шаманом стать очень нелегко. Как говорилось выше, его должны избрать духи. Но чаще всего это звание наследовалось. 

«Шаманство передавалось по наследству, чаще всего, от деда – младшему внуку. Считалось, что тот, кто может быть шаманом, где-то в 10-12 лет начинает убегать в лес, у него происходили припадки. Считалось, что духи проверяют, может ли человек стать шаманом. Если духи говорили, что да, старый шаман начинал обучение», – продолжил Бауло. 

DSC_1673.JPG

По его словам, первый подарок, который получал такой мальчик – это колотушка. Потом ему полагался уже свой бубен. И наконец, его облачали в полный комплект шаманской одежды. На выставке в академгородке можно увидеть и колотушки, которыми шаманы бьют в бубен, и нагрудники, а также антропо- и зооморфные подвески.

DSC_1682.JPG

«Чем больше подвесок было на костюме, тем шаман считался более сильным, у него было больше функций. И эти подвески во время камлания производили звон. Здесь символика, во-первых, связана с птичьим образом, во-вторых, это элемент музыкального фона, и, в-третьих, это показатель его мощи», – объяснил Аркадий Бауло.

Животным в культурах, практикующих шаманизм, отводится особое место. Их и почитают, их приносят в жертву. Обычно это те животные, с которым народ постоянно имеет дело. Медведь, олень, лось, лошадь, гагара. Но есть и более необычные примеры.

DSC_1642.JPG

Например, в стеклянной камере – бронзовые головы бобров эпохи раннего железного века. «Они относятся уже к хантам и манси. Бобры в шаманской практике сильно почитались, потому что эти животные могут передвигаться в разных мирах (живет под землей, передвигается под водой, забирается на дерево)», – пояснял Бауло. 

Все намного сложнее оказалось с медведем. В регионах Амура практиковался самый архаичный культ, связанный с этим зверем. Живого медвежонка выращивали, потом ритуально умерщвляли, свежевали, варили его мясо и приглашали на пир всю общину. 

«Главная идея в том, что медведь – это человеческий родственник. Если взять лексику нанайцев: агдима – старший брат, мапа – дедушка. Медвежонка нескольких месяцев звали сиор, потом – хоёр, и потом, когда уже убивали, пуэр, что означало «невеста», – рассказала кандидат исторических наук Ольга Мальцева. На выставке можно увидеть, например, посуду из которой кормили медведя.

DSC_1627.JPG

В редких случаях, которых описано очень мало, жертвой мог стать даже человек, признает Аркадий Бауло: «Человеческие жертвоприношения по архивным источникам 16-17 веков несколько раз упоминались. О том, что вогулы поймали малого и принесли его в жертву. Это где-то на территории Березовского района. Таких два или три случая в источниках зафиксировано». 

Но это примеры из далекого прошлого. Современные шаманы куда менее кровожадные. Чаще всего они даже не надевают во время совершения культа специальных одежд, разве что шапочку.

DSC_1685.JPG

«У манси на севере я шаманов не знаю уже, у хантов это старики 80-85 лет – два-три человека. Я думаю, что на Казыме, на Сыме можно вкупе человек пять набрать. Это уходящая культура», – подчеркивает Бауло.

Ученый привел достаточно комичные свидетельства глобализации: «У меня есть фото 1989 года. Амбарчик, в нем три фигуры – отец, сын и мать. Они сидят в шапках, сшитых из клинышков, и в халатах, которые вышивали мансийские мастерицы. Начиная с 2000-х на них надевают китайские рубашки и шапочки адидас, при этом у главного шапочка с надписью «босс». Глобализация эту культуру уничтожает».

DSC_1697.JPG

А потомки настоящих шаманов порою не могут вспомнить традиции предков. Для пример Аркадий Бауло рассказал историю с таинственным исчезновением бубна: «В 1998 году мы общались с хозяином одного дома. Он рассказывал, что у деда был бубен, но после смерти он куда-то пропал. На чердаке он показал духа-покровителя. Мы его раздели. Оказалось, что хозяин столько лет почитал духа покровителя, но никак не соотносил его с пропавшим бубном». 

Узнать много нового о шаманизме и культах Сибири и Дальнего Востока новосибирцы смогут во время «Ночи музеев», которая в этом году состоится 21 мая. 

DSC_1651.JPG


17 мая в Институте археологии и этнографии СО РАН открылась выставка «Жрецы, шаманы, колдуны: тайные ритуалы сибирских народов», она посвящена мировоззрению народов Сибири и Дальнего Востока. Там можно увидеть культовые атрибуты селькупов, кетов, эвенков, хантов, манси, нанайцев и ульчей. Выставка приурочена к 100-летнему юбилею сибирского этнографа Галины Пелих и 80-летию Измаила Гемуева.

Является ли шаманизм религией – вопрос спорный. На открытии выставки про это говорят вновь. У народов, практикующих шаманизм, нет единого пантеона богов. Но есть определенные объединяющие признаки.

«На территории Сибири и Дальнего Востока кроме шаманов существуют еще и другие служители культа. Посредники между мирами духов, богов и людей –  жрецы. Шаманы, во-первых, отличаются от них избранностью – шамана избирают духи. Во-вторых, он повелевает духами. В-третьих, шамана отличают техника достижения экстаза, он единственный из служителей культа может впадать в транс. Кроме того, шамана отличает интенсивность личного религиозного переживания», – рассказал доктор исторических наук Аркадий Бауло.

DSC_1622.JPG

Например, шаманизм сейчас практикуют селькупы. Это небольшая народность, которая проживает на территории Западной Сибири, их осталось порядка четырех тысяч человек.

Шаманом стать очень нелегко. Как говорилось выше, его должны избрать духи. Но чаще всего это звание наследовалось. 

«Шаманство передавалось по наследству, чаще всего, от деда – младшему внуку. Считалось, что тот, кто может быть шаманом, где-то в 10-12 лет начинает убегать в лес, у него происходили припадки. Считалось, что духи проверяют, может ли человек стать шаманом. Если духи говорили, что да, старый шаман начинал обучение», – продолжил Бауло. 

DSC_1673.JPG

По его словам, первый подарок, который получал такой мальчик – это колотушка. Потом ему полагался уже свой бубен. И наконец, его облачали в полный комплект шаманской одежды. На выставке в академгородке можно увидеть и колотушки, которыми шаманы бьют в бубен, и нагрудники, а также антропо- и зооморфные подвески.

DSC_1682.JPG

«Чем больше подвесок было на костюме, тем шаман считался более сильным, у него было больше функций. И эти подвески во время камлания производили звон. Здесь символика, во-первых, связана с птичьим образом, во-вторых, это элемент музыкального фона, и, в-третьих, это показатель его мощи», – объяснил Аркадий Бауло.

Животным в культурах, практикующих шаманизм, отводится особое место. Их и почитают, их приносят в жертву. Обычно это те животные, с которым народ постоянно имеет дело. Медведь, олень, лось, лошадь, гагара. Но есть и более необычные примеры.

DSC_1642.JPG

Например, в стеклянной камере – бронзовые головы бобров эпохи раннего железного века. «Они относятся уже к хантам и манси. Бобры в шаманской практике сильно почитались, потому что эти животные могут передвигаться в разных мирах (живет под землей, передвигается под водой, забирается на дерево)», – пояснял Бауло. 

Все намного сложнее оказалось с медведем. В регионах Амура практиковался самый архаичный культ, связанный с этим зверем. Живого медвежонка выращивали, потом ритуально умерщвляли, свежевали, варили его мясо и приглашали на пир всю общину. 

«Главная идея в том, что медведь – это человеческий родственник. Если взять лексику нанайцев: агдима – старший брат, мапа – дедушка. Медвежонка нескольких месяцев звали сиор, потом – хоёр, и потом, когда уже убивали, пуэр, что означало «невеста», – рассказала кандидат исторических наук Ольга Мальцева. На выставке можно увидеть, например, посуду из которой кормили медведя.

DSC_1627.JPG

В редких случаях, которых описано очень мало, жертвой мог стать даже человек, признает Аркадий Бауло: «Человеческие жертвоприношения по архивным источникам 16-17 веков несколько раз упоминались. О том, что вогулы поймали малого и принесли его в жертву. Это где-то на территории Березовского района. Таких два или три случая в источниках зафиксировано». 

Но это примеры из далекого прошлого. Современные шаманы куда менее кровожадные. Чаще всего они даже не надевают во время совершения культа специальных одежд, разве что шапочку.

DSC_1685.JPG

«У манси на севере я шаманов не знаю уже, у хантов это старики 80-85 лет – два-три человека. Я думаю, что на Казыме, на Сыме можно вкупе человек пять набрать. Это уходящая культура», – подчеркивает Бауло.

Ученый привел достаточно комичные свидетельства глобализации: «У меня есть фото 1989 года. Амбарчик, в нем три фигуры – отец, сын и мать. Они сидят в шапках, сшитых из клинышков, и в халатах, которые вышивали мансийские мастерицы. Начиная с 2000-х на них надевают китайские рубашки и шапочки адидас, при этом у главного шапочка с надписью «босс». Глобализация эту культуру уничтожает».

DSC_1697.JPG

А потомки настоящих шаманов порою не могут вспомнить традиции предков. Для пример Аркадий Бауло рассказал историю с таинственным исчезновением бубна: «В 1998 году мы общались с хозяином одного дома. Он рассказывал, что у деда был бубен, но после смерти он куда-то пропал. На чердаке он показал духа-покровителя. Мы его раздели. Оказалось, что хозяин столько лет почитал духа покровителя, но никак не соотносил его с пропавшим бубном». 

Узнать много нового о шаманизме и культах Сибири и Дальнего Востока новосибирцы смогут во время «Ночи музеев», которая в этом году состоится 21 мая. 

DSC_1651.JPG



Читайте также