Буквально за одно десятилетие многие из нас успели позабыть про серьезные перебои в энергоснабжении. Причина — спад экономики и, как следствие, снижение нагрузок на электроэнергетику в 1990-х годах, приведшие к серьезному избытку мощности действующих электростанций и электрических сетей. Электропотребление в стране с 1991-го по 1998 год сократилось почти на 25%.
Однако начавшийся в 2000-х годах рост экономики, сопровождавшийся увеличением спроса на электроэнергию, все быстрее приближал нас к моменту возникновения дефицита. Темпы роста экономики на первых порах восстановления существенно превышали намечавшиеся в органах власти. Тогда-то и стало понятным, что отказ в период депрессии от полноценного долго- и среднесрочного планирования и прогнозирования ничего хорошего не принес. Практика показала, что компетенции по построению качественных прогнозов стали исчезать.
В новых условиях постоянно меняющейся рыночной среды, а не жестких пятилетних планов развития восстановить эти функции и вывести их на новый уровень непросто. Сфера электроэнергетики являет собой хоть и частный, но яркий тому пример. Безмятежность вследствие избыточных мощностей ослабила интерес государственных органов и коммерческих структур к систематическому выполнению прогнозно-балансовых работ в электроэнергетике. Но увеличение энергопотребления в 2000-х вновь сделало актуальными вопросы управления балансами энергии и мощности. Уровень электропотребления в 2006 году составил 980 млрд кВт•ч, что было всего на 9% ниже максимума 1990 года (1 074 млрд кВт•ч). Остроты проблеме точности прогнозов будущих уровней энергопотребления придали большая неравномерность темпов роста спроса в различных регионах страны и увеличившееся в результате реформ число независимых производителей энергии.
Мечты – «хотелки» – почти реальные планы
Работа по восстановлению функций планирования и прогнозирования в отрасли не была мгновенной. Еще в 2003 году постановлением правительства было определено, что РАО «ЕЭС России» осуществляет общесистемные услуги по организации функционирования и развития ЕЭС России, включая информационно-аналитические работы и услуги субъектам отрасли по организации разработки прогнозных балансов электроэнергии (мощности).
В рамках этих функций РАО много лет проводило ежегодное скользящее прогнозирование развития электроэнергетики на среднесрочный период. В ходе реформирования отрасли для сохранения этого вида работ в 2005 году было создано Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ).
Постепенно количество документов и программ развития, в основе которых лежали прогнозы будущих уровней энергопотребления, стало возрастать. Одними из первых стало появление прогнозных балансов электроэнергетики на среднесрочный период, которые были сформированы на следующие временные горизонты: 2003–2007 годы, 2004–2008 годы, 2005–2009 годы, 2006–2010 годы. Большие обсуждения вызвала инвестиционная программа РАО ЕЭС образца осени 2006 года с планами ввода до 2010 года 20,9 ГВт мощностей. А немного погодя, уже весной 2007-го, вдогонку за первой последовала новая инвестиционная программа холдинга. Озвученные в ней планы ввода 40,9 ГВт также до 2010 года произвели эффект разорвавшейся бомбы. Насчет последних «хотелок» реалистично настроенные специалисты высказывали серьезный скепсис. В основном опасения были связаны с самой возможностью осуществления таких объемов строительства в столь короткий срок. Но в тот момент почему-то мало кто говорил о заложенных в основу программ темпов прироста энергопотребления. Между тем в Новой программе РАО ЕЭС на последующие периоды был заложен среднегодовой темп прироста до 2010 года в размере 5,1%. Это при том, что среднегодовой темп увеличения электропотребления в стране за 2000–2005 годы составлял 1,7%, хоть и подскочил в 2006 году до 4,2%. Принятые в качестве основы для инвестпрограммы РАО цифры уже тогда казались ошибочными, поскольку среднегодовые темпы за четыре предшествующих ее появлению года составили всего 2,7%, что мы уже отмечали (См. «Единодушный скепсис», «Э-С», № 12 (201) за 24–30 марта 2008 г.).
Наши предположения полностью подтвердились: прирост энергопотребления в 2007 году составил 2,39%, а в 2008 году — 1,9% относительно предыдущих периодов.
Апофеозом после Новой инвестиционной программы стала несколько более взвешенная Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренная Правительством РФ в феврале 2008 года. Цифры среднегодовых темпов прироста, заложенные в прежних программах, пусть и с некоторыми коррективами, перекочевали в Генеральную схему. В ней в качестве базового был принят прогноз, предусматривающий рост электропотребления в России к 2015 году до уровня 1 426 млрд кВт•ч. При максимально возможном варианте увеличение электропотребления в этот период должно было составить до 1 600 млрд кВт•ч. Базовый и максимальный варианты предполагали среднегодовой прирост энергопотребления на 4,1% и 5,2% соответственно. Только до 2010 года потребность во вводе новой мощности при базовом варианте, согласно генсхеме, должна была составить 34,4 ГВт. Этих темпов теперь уже долго не будет.
Характерно, но в описании схемы среди основных принципов ее реализации говорилось о создании долгосрочной системы прогнозирования спроса (предложения) на электрическую энергию и мощность, и создание региональных систем прогнозирования. Кроме того, там же шла речь о создании механизма мониторинга реализации Генеральной схемы, использующего уровни электропотребления в качестве одного из показателей, позволяющего оценивать необходимость осуществления планируемых в рамках схемы мероприятий. А также определение порядка информационно-аналитического обеспечения долгосрочного прогнозирования спроса (предложения) на электрическую энергию и мощность, рассматриваемого в качестве одного из важнейших инструментов реализации Генеральной схемы. Подчеркнем, что все три принципа реализации заняли первые три места среди прочих. Это не случайность, учитывая большую капиталоемкость отрасли. Только потребность в капиталовложениях на развитие электростанций, предусмотренных генсхемой на период 2006–2015 годов, составляла 6 742,8 млрд рублей. Потребность вложений в развитие электросетевого хозяйства на 2006–2010 годы оценивалась в 717,6 млрд рублей. В тот момент вызывала сомнение готовность новых владельцев энергокомпаний произвести эти серьезные траты, к тому же имеющие под собой ошибочную, завышенную прогнозную основу.
Неотработанные приемы
Предполагалось, что Генсхема станет основой для закрепления инвестиционных планов, образовавшихся в результате реформы отрасли многочисленных энергетических компаний. Однако практика реализации проектов начала расходиться с планами задолго до ликвидации РАО ЕЭС и появления самой схемы. Главный тезис, который высказывали новые собственники энергокомпаний в свое оправдание, сводился к тому, что подобные огромные капитальные вложения нужно тщательно взвесить. На «взвешивание» и перекраивание параметров уходило немало времени. При этом их, видимо, не пугали достаточно ограниченные сроки реализации программ. Напомним, что при несоблюдении условий инвестиционных соглашений инвесторам придется заплатить огромные штрафы в размере 25% от стоимости инвестиционной программы компании. Причина банальна, лучше уж отказаться от возведения в пользу модернизации имеющихся мощностей и пойти на оплату штрафа, чем строить то, что не будет нужно в будущем. Несоответствие прогнозов факту говорило о том, что не все из запланированного к реализации окажется сразу же востребованным. Сказанное еще раз подтверждает, что прогноз спроса на электроэнергию является важнейшим элементом формирования адекватного баланса энергии и мощности в электроэнергетике, своевременном вводе новых мощностей и мобилизации необходимых для этого капитальных вложений. Грубые просчеты в определении потребности в электроэнергии чреваты либо торможением экономического роста, либо замораживанием значительных основных фондов.
Почему так случилось, что в основу серьезных документов были положены прогнозы, столь сильно разошедшиеся с реальностью? Если не принимать во внимание желание идеологов реформы подороже продать энергетику (для чего, вероятно, и могли быть завышены прогнозы), на то есть достаточно объективные причины.
Когда мы только начинали разбираться с этой темой, то обнаружили, что никакой прописанной на бумаге методики прогнозирования энергопотребления и построения балансов нет. Между тем, множество отраслевых институтов при разработке различных стратегий развития энергосистем или выполнения работ по обоснованию инвестиций отдельно взятых объектов занимаются прогнозированием.
На прямые просьбы к специалистам по данной тематике — а мы обращались, например, в компании «СибКОТЭС» и «СибЭНТЦ» (входят в Группу «Е4») — предоставить хоть какой-то формально описанный подход по прогнозированию получали ответ, что он, дескать, «в голове». Собранные по сусекам отрывочные описания подходов в целом не выявили принципиального расхождения между собой. Но стало понятно и то, что на конечном результате может сказаться субъективизм людей, выполняющих прогнозную работу.
Прорывом в этом деле стала вышедшая под эгидой Центра по эффективному использованию энергии осенью 2007 года «Методика и информационная база прогнозирования потребления электроэнергии по регионам России до 2015 года с перспективой до 2020 года». Думается, что ее появление прояснило многие вопросы прогнозирования энергопотребления. Авторы во введении прямо заявляют, что использовавшиеся прежде концептуально-методические подходы к прогнозированию спроса на электроэнергию нельзя назвать адекватными. Суть их состояла в том, что первоначально формировался прогноз по стране в целом, и затем его показатели разносились по регионам. Такие упрощения неверно определяли региональные особенности развития электроэнергетики, а также не учитывали особенности экономического развития регионов.
Прошедший после ее появления год ознаменовался еще двумя ключевыми документами: «Прогнозным балансом электроэнергетики на 2008–2015 годы» и «Сценарными условиями развития электроэнергетики Российской Федерации на 2009–2020 годы». Насколько активно использовалась методика при разработке этих документов, неизвестно. Но, например, в прогнозном балансе при оптимистическом варианте среднегодовой темп прироста спроса в период 2008–2015 годов составит 4,3%, при умеренном — 3,7%, что в целом не очень сильно отличается от данных Генеральной схемы. Видимо, с появлением методики проблемы прогнозирования не исчерпываются и нужна тонкая доводка.
Трудности реформирования
Приватизация отрасли привела к вполне понятным трудностям сбора информации для анализа. Решение этой проблемы заложено в уже упомянутых выше принципах реализации генсхемы — создании системы долгосрочного прогнозирования в отрасли и ее информационно-аналитического обеспечения. Минэнерго в прошедшем году выпустило несколько документов, регламентирующих предоставление отраслевой информации в соответствующие органы (в частности в АПБЭ).
С энергетической сферой вопрос решился, но пока непонятно, как быть с одной из основ информационной базы — сбором долгосрочных планов развития крупных предприятий. Ответом на кризисные явления последних месяцев стало снижение объемов производства и, как следствие, массовый пересмотр инвестиционных планов потребителей. Эти планы и раньше требовали регулярного отслеживания из-за переносов сроков и пересмотров параметров. В нынешних условиях, когда ситуация меняется буквально ежедневно, сбор подобной информации становится особенно проблематичным.
Между тем кризис только прибавит спроса на работы по прогнозированию динамики и структуры электропотребления как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Но еще до наступления кризиса, проводя дополнительную оценку потенциальных рынков сбыта электрической и тепловой энергии и определения на рынке ниш, инвесторы хотели быть уверенными в возможности сбыта производимой продукции.
Вслед за начавшимся в ноябре снижением энергопотребления энергетики заговорили о необходимости пересмотра параметров своих инвестиционных программ. В текущем году Минэнерго планирует скорректировать Генеральную схему. При этом отраслевые чиновники станут опираться на новые прогнозы. От их качества будут зависеть результаты корректировок и, в конечном счете, экономическая целесообразность дальнейших огромных инвестиций в отрасль. Осталось отработать методики, научиться сводить все программы воедино и начать говорить правду (если она вообще имеется). Чтобы потом не резать по живому априори завышенные инвестиционные планы. Кризис ведь только расставил все по своим местам.
Вадим Чухонцев ("Эксперт-Сибирь")
Сибкрай.ru
Кризис и электроэнергетика: прогнозы экспертов
Сибкрай.RU
sibkray.ru
Буквально за одно десятилетие многие из нас успели позабыть про серьезные перебои в энергоснабжении. Причина — спад экономики и, как следствие, снижение нагрузок на электроэнергетику в 1990-х годах, приведшие к серьезному избытку мощности действующих электростанций и электрических сетей. Электропотребление в стране с 1991-го по 1998 год сократилось почти на 25%.
Однако начавшийся в 2000-х годах рост экономики, сопровождавшийся увеличением спроса на электроэнергию, все быстрее приближал нас к моменту возникновения дефицита. Темпы роста экономики на первых порах восстановления существенно превышали намечавшиеся в органах власти. Тогда-то и стало понятным, что отказ в период депрессии от полноценного долго- и среднесрочного планирования и прогнозирования ничего хорошего не принес. Практика показала, что компетенции по построению качественных прогнозов стали исчезать.
В новых условиях постоянно меняющейся рыночной среды, а не жестких пятилетних планов развития восстановить эти функции и вывести их на новый уровень непросто. Сфера электроэнергетики являет собой хоть и частный, но яркий тому пример. Безмятежность вследствие избыточных мощностей ослабила интерес государственных органов и коммерческих структур к систематическому выполнению прогнозно-балансовых работ в электроэнергетике. Но увеличение энергопотребления в 2000-х вновь сделало актуальными вопросы управления балансами энергии и мощности. Уровень электропотребления в 2006 году составил 980 млрд кВт•ч, что было всего на 9% ниже максимума 1990 года (1 074 млрд кВт•ч). Остроты проблеме точности прогнозов будущих уровней энергопотребления придали большая неравномерность темпов роста спроса в различных регионах страны и увеличившееся в результате реформ число независимых производителей энергии.
Мечты – «хотелки» – почти реальные планы
Работа по восстановлению функций планирования и прогнозирования в отрасли не была мгновенной. Еще в 2003 году постановлением правительства было определено, что РАО «ЕЭС России» осуществляет общесистемные услуги по организации функционирования и развития ЕЭС России, включая информационно-аналитические работы и услуги субъектам отрасли по организации разработки прогнозных балансов электроэнергии (мощности).
В рамках этих функций РАО много лет проводило ежегодное скользящее прогнозирование развития электроэнергетики на среднесрочный период. В ходе реформирования отрасли для сохранения этого вида работ в 2005 году было создано Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ).
Постепенно количество документов и программ развития, в основе которых лежали прогнозы будущих уровней энергопотребления, стало возрастать. Одними из первых стало появление прогнозных балансов электроэнергетики на среднесрочный период, которые были сформированы на следующие временные горизонты: 2003–2007 годы, 2004–2008 годы, 2005–2009 годы, 2006–2010 годы. Большие обсуждения вызвала инвестиционная программа РАО ЕЭС образца осени 2006 года с планами ввода до 2010 года 20,9 ГВт мощностей. А немного погодя, уже весной 2007-го, вдогонку за первой последовала новая инвестиционная программа холдинга. Озвученные в ней планы ввода 40,9 ГВт также до 2010 года произвели эффект разорвавшейся бомбы. Насчет последних «хотелок» реалистично настроенные специалисты высказывали серьезный скепсис. В основном опасения были связаны с самой возможностью осуществления таких объемов строительства в столь короткий срок. Но в тот момент почему-то мало кто говорил о заложенных в основу программ темпов прироста энергопотребления. Между тем в Новой программе РАО ЕЭС на последующие периоды был заложен среднегодовой темп прироста до 2010 года в размере 5,1%. Это при том, что среднегодовой темп увеличения электропотребления в стране за 2000–2005 годы составлял 1,7%, хоть и подскочил в 2006 году до 4,2%. Принятые в качестве основы для инвестпрограммы РАО цифры уже тогда казались ошибочными, поскольку среднегодовые темпы за четыре предшествующих ее появлению года составили всего 2,7%, что мы уже отмечали (См. «Единодушный скепсис», «Э-С», № 12 (201) за 24–30 марта 2008 г.).
Наши предположения полностью подтвердились: прирост энергопотребления в 2007 году составил 2,39%, а в 2008 году — 1,9% относительно предыдущих периодов.
Апофеозом после Новой инвестиционной программы стала несколько более взвешенная Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренная Правительством РФ в феврале 2008 года. Цифры среднегодовых темпов прироста, заложенные в прежних программах, пусть и с некоторыми коррективами, перекочевали в Генеральную схему. В ней в качестве базового был принят прогноз, предусматривающий рост электропотребления в России к 2015 году до уровня 1 426 млрд кВт•ч. При максимально возможном варианте увеличение электропотребления в этот период должно было составить до 1 600 млрд кВт•ч. Базовый и максимальный варианты предполагали среднегодовой прирост энергопотребления на 4,1% и 5,2% соответственно. Только до 2010 года потребность во вводе новой мощности при базовом варианте, согласно генсхеме, должна была составить 34,4 ГВт. Этих темпов теперь уже долго не будет.
Характерно, но в описании схемы среди основных принципов ее реализации говорилось о создании долгосрочной системы прогнозирования спроса (предложения) на электрическую энергию и мощность, и создание региональных систем прогнозирования. Кроме того, там же шла речь о создании механизма мониторинга реализации Генеральной схемы, использующего уровни электропотребления в качестве одного из показателей, позволяющего оценивать необходимость осуществления планируемых в рамках схемы мероприятий. А также определение порядка информационно-аналитического обеспечения долгосрочного прогнозирования спроса (предложения) на электрическую энергию и мощность, рассматриваемого в качестве одного из важнейших инструментов реализации Генеральной схемы. Подчеркнем, что все три принципа реализации заняли первые три места среди прочих. Это не случайность, учитывая большую капиталоемкость отрасли. Только потребность в капиталовложениях на развитие электростанций, предусмотренных генсхемой на период 2006–2015 годов, составляла 6 742,8 млрд рублей. Потребность вложений в развитие электросетевого хозяйства на 2006–2010 годы оценивалась в 717,6 млрд рублей. В тот момент вызывала сомнение готовность новых владельцев энергокомпаний произвести эти серьезные траты, к тому же имеющие под собой ошибочную, завышенную прогнозную основу.
Неотработанные приемы
Предполагалось, что Генсхема станет основой для закрепления инвестиционных планов, образовавшихся в результате реформы отрасли многочисленных энергетических компаний. Однако практика реализации проектов начала расходиться с планами задолго до ликвидации РАО ЕЭС и появления самой схемы. Главный тезис, который высказывали новые собственники энергокомпаний в свое оправдание, сводился к тому, что подобные огромные капитальные вложения нужно тщательно взвесить. На «взвешивание» и перекраивание параметров уходило немало времени. При этом их, видимо, не пугали достаточно ограниченные сроки реализации программ. Напомним, что при несоблюдении условий инвестиционных соглашений инвесторам придется заплатить огромные штрафы в размере 25% от стоимости инвестиционной программы компании. Причина банальна, лучше уж отказаться от возведения в пользу модернизации имеющихся мощностей и пойти на оплату штрафа, чем строить то, что не будет нужно в будущем. Несоответствие прогнозов факту говорило о том, что не все из запланированного к реализации окажется сразу же востребованным. Сказанное еще раз подтверждает, что прогноз спроса на электроэнергию является важнейшим элементом формирования адекватного баланса энергии и мощности в электроэнергетике, своевременном вводе новых мощностей и мобилизации необходимых для этого капитальных вложений. Грубые просчеты в определении потребности в электроэнергии чреваты либо торможением экономического роста, либо замораживанием значительных основных фондов.
Почему так случилось, что в основу серьезных документов были положены прогнозы, столь сильно разошедшиеся с реальностью? Если не принимать во внимание желание идеологов реформы подороже продать энергетику (для чего, вероятно, и могли быть завышены прогнозы), на то есть достаточно объективные причины.
Когда мы только начинали разбираться с этой темой, то обнаружили, что никакой прописанной на бумаге методики прогнозирования энергопотребления и построения балансов нет. Между тем, множество отраслевых институтов при разработке различных стратегий развития энергосистем или выполнения работ по обоснованию инвестиций отдельно взятых объектов занимаются прогнозированием.
На прямые просьбы к специалистам по данной тематике — а мы обращались, например, в компании «СибКОТЭС» и «СибЭНТЦ» (входят в Группу «Е4») — предоставить хоть какой-то формально описанный подход по прогнозированию получали ответ, что он, дескать, «в голове». Собранные по сусекам отрывочные описания подходов в целом не выявили принципиального расхождения между собой. Но стало понятно и то, что на конечном результате может сказаться субъективизм людей, выполняющих прогнозную работу.
Прорывом в этом деле стала вышедшая под эгидой Центра по эффективному использованию энергии осенью 2007 года «Методика и информационная база прогнозирования потребления электроэнергии по регионам России до 2015 года с перспективой до 2020 года». Думается, что ее появление прояснило многие вопросы прогнозирования энергопотребления. Авторы во введении прямо заявляют, что использовавшиеся прежде концептуально-методические подходы к прогнозированию спроса на электроэнергию нельзя назвать адекватными. Суть их состояла в том, что первоначально формировался прогноз по стране в целом, и затем его показатели разносились по регионам. Такие упрощения неверно определяли региональные особенности развития электроэнергетики, а также не учитывали особенности экономического развития регионов.
Прошедший после ее появления год ознаменовался еще двумя ключевыми документами: «Прогнозным балансом электроэнергетики на 2008–2015 годы» и «Сценарными условиями развития электроэнергетики Российской Федерации на 2009–2020 годы». Насколько активно использовалась методика при разработке этих документов, неизвестно. Но, например, в прогнозном балансе при оптимистическом варианте среднегодовой темп прироста спроса в период 2008–2015 годов составит 4,3%, при умеренном — 3,7%, что в целом не очень сильно отличается от данных Генеральной схемы. Видимо, с появлением методики проблемы прогнозирования не исчерпываются и нужна тонкая доводка.
Трудности реформирования
Приватизация отрасли привела к вполне понятным трудностям сбора информации для анализа. Решение этой проблемы заложено в уже упомянутых выше принципах реализации генсхемы — создании системы долгосрочного прогнозирования в отрасли и ее информационно-аналитического обеспечения. Минэнерго в прошедшем году выпустило несколько документов, регламентирующих предоставление отраслевой информации в соответствующие органы (в частности в АПБЭ).
С энергетической сферой вопрос решился, но пока непонятно, как быть с одной из основ информационной базы — сбором долгосрочных планов развития крупных предприятий. Ответом на кризисные явления последних месяцев стало снижение объемов производства и, как следствие, массовый пересмотр инвестиционных планов потребителей. Эти планы и раньше требовали регулярного отслеживания из-за переносов сроков и пересмотров параметров. В нынешних условиях, когда ситуация меняется буквально ежедневно, сбор подобной информации становится особенно проблематичным.
Между тем кризис только прибавит спроса на работы по прогнозированию динамики и структуры электропотребления как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Но еще до наступления кризиса, проводя дополнительную оценку потенциальных рынков сбыта электрической и тепловой энергии и определения на рынке ниш, инвесторы хотели быть уверенными в возможности сбыта производимой продукции.
Вслед за начавшимся в ноябре снижением энергопотребления энергетики заговорили о необходимости пересмотра параметров своих инвестиционных программ. В текущем году Минэнерго планирует скорректировать Генеральную схему. При этом отраслевые чиновники станут опираться на новые прогнозы. От их качества будут зависеть результаты корректировок и, в конечном счете, экономическая целесообразность дальнейших огромных инвестиций в отрасль. Осталось отработать методики, научиться сводить все программы воедино и начать говорить правду (если она вообще имеется). Чтобы потом не резать по живому априори завышенные инвестиционные планы. Кризис ведь только расставил все по своим местам.
Вадим Чухонцев ("Эксперт-Сибирь")
Чтобы быть в курсе, подпишитесь на нас в: Яндекс.Дзен, Вконтакте, Одноклассниках, Telegram, Яндекс.Новости
Читайте также
Что происходит с вашим организмом, когда вы гладите кошку?
Именно это качество вашего знака Зодиака сделает вас богатым
Приличные женщины не совершают этих ошибок летом, поэтому выглядят восхитительно
Следком начал проверку по факту пожара в клинической больнице на Пирогова
3 мифа о самом популярном препарате от головной боли
Прокуратура проверит обстоятельства пожара в больнице в Академгородке
Эти продукты лучше не совмещать: будут проблемы с пищеварением
Под Новосибирском фура насмерть сбила женщину на трассе
В Академгородке загорелась крыша клинической больницы
Соседка подсказала неожиданный способ применения фурацилина
«Он ее бил»: очевидцы заметили ссору перед падением девушки из окна в Новосибирске
Из-за этого гости перестанут в вам приходить: 5 признаков неопрятной в быту женщины
Двойня кошек Жоффруа родилась в Новосибирском зоопарке
Натуральные стимуляторы образования корней у черенков
В Новосибирской области в мае умерли более 3000 человек
Лгуны, лицемеры и льстецы: кто из знаков Зодиака чаще всех врет и почему?
«Плакал и мерз»: слепого малютку-хорька нашли на улице в Новосибирске
У вас дома уже есть эффективное средство от солнечных ожогов
Пригожин об обстрелах Белгородской области: Почему гибнут мирные жители? Где Шойгу? Где Герасимов?
Елена Вяльбе о решениях МОК: Они сами приползут к нам на коленях
Подвыпившие подруги трижды сорвали стоп-кран в электричке под Новосибирском
Какое будет наказание, если вы зашли в магазин с собакой