Сибкрай.ru

Несмотря на кризис, люди не стали меньше есть, – Алексей Захаров


Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Сколько весит потребительская корзина

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Алексей Владимирович, как сегодня изменяются потребительские вкусы, от каких продуктов люди отказываются, какие стали покупать больше?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Я бы сказал, что потребительские вкусы стали прагматичнее. Покупатели теперь  ориентируются на соотношение «цена - качество». Люди экономят, выбирая вместо имиджевых, брендовых позиций средне-низкий ценовой сегмент – продукты, где при хорошем качестве нет надбавок за бренд, маркетинг и т.п.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Возьмем, к примеру, такой востребованный продукт, как хлеб. Уровень продаж горячего хлеба, который на протяжении лет у нас устойчиво рос, сегодня упал на 30 процентов. Меньше стали покупать готовых салатов – снижение с конца прошлого года и до февраля нынешнего составило 25 процентов.

Arial<#two#>>


2<#two#>>- Некоторые эксперты утверждают, что в период кризиса люди нервничают и хотя покупают дешевую продукцию, зато в больших количествах. Как по вашим наблюдениям, есть и пить стали больше или меньше?

2<#two#>>- Больших изменений продаж в штуках и килограммах не происходит. Идет изменение в суммах – люди покупают более дешевые товары. В целом потребительская корзина остается на том же уровне. Это – физиология, и с ней ничего сделать нельзя.

2<#two#>>- Наверное, больше всего изменился спрос на импортные продукты?  

2<#two#>>- По-разному. Самая валютоориентированная группа товаров у нас – это фрукты. Апельсины, яблоки, бананы и прочее. Здесь наблюдается падение продаж, но небольшое, поскольку заменить фрукты нечем.

2<#two#>>Что касается других продуктов питания, то, конечно, скачок курса доллара и подорожание импорта постепенно сказывается на спросе. Но пока у дистрибьюторов есть достаточно большой запас продуктов, закупленных по старому курсу. Этого запаса хватит на полгода.

2<#two#>>Там же, где происходит рост цен, спрос снижается. Например, очень выросло в цене импортное детское молочное питание. И потребители теперь предпочитают покупать более дешевый отечественный продукт.

3<#two#>>Своя колбаса вкуснее

2<#two#>>- А есть ли возможность максимально заменить на прилавках импорт отечественными продуктами? Тогда и рост цен в магазинах удалось бы сдержать.

2<#two#>>- Здесь все не так просто. Есть прямые производители, использующие только российское сырье и работающие на российском оборудовании. Для них ситуация резко улучшилась, поскольку по ценам на продукты они однозначно теперь выигрывают у известных марок. Самый яркий пример – производство макаронных изделий, подсолнечного и растительного масла. Если раньше большое место на рынке занимали импортные бренды, теперь они уходят. Наметился большой покупательский интерес и спрос на недорогое российское подсолнечное масло.

2<#two#>>Сложнее ситуация там, где используется импортное сырье, – например, в производстве колбас. Чаще всего производители пытаются перейти на местное сырье, однако не всегда оно имеется на рынке в достаточном количестве и не всегда переработчика устраивает цена.

2<#two#>>- Кстати, вы сами сотрудничаете с товаропроизводителями НСО?

2<#two#>>- Наш регион не производит широкую гамму продуктов – в основном, это зерновые и мясомолочная продукция. У хлеба конкуренции со стороны импорта никогда не было. Это – целиком местный продукт.

2<#two#>>- Что, на ваш взгляд, сейчас необходимо предпринять местным товаропроизводителям, чтобы оказаться конкурентоспособными?

2<#two#>>- За последние 10 лет розничная торговля претерпела большие технологические изменения. Произошла полная модернизация отрасли. То же самое случилось со многими предприятиями пищёвки, когда появилось современное производство соков, колбас и т.п.

2<#two#>>А вот в сельском хозяйстве такой модернизации не произошло. Поэтому для сельхозпроизводителей сегодня самое главное – организовать переработку на местах, чтобы произведенный продукт, например, молоко, можно было продавать в магазинах современной торговли. Есть крупные холдинги, такие как САХО, Верх-Ирмень, имеющие у себя полный цикл производства. А остальные производители продают не обработанное и не упакованное сырье. Возникает длинная цепочка.

2<#two#>>Можно было бы сформировать какой-то кооператив, центр по приему, переработке и подготовке продукции к продаже. Это сделало бы работу производителей более рентабельной и упростило ему доступ к розничной продаже. Потому что проблема взаимоотношений сельхозпроизводителей и розничной сети – это не проблема продавца и покупателя. Это определенный технологический разрыв между одними и другими.

2<#two#>>Супермаркет не может принять грузовик картошки. Произведенный продукт надо  сделать товаром – придать ему такую форму и такой вид, чтобы можно было продать покупателю. Помимо прочего, это повысит доходы самого производителя. Шанс у отечественных товаров хороший, потому что, например, голландская картошка в ближайшие три года продаваться не будет.

2<#two#>>- Сейчас к вам проще попасть товаропроизводителям?

2<#two#>>- Если меняются предпочтения покупателей, у производителей всегда есть шанс – в магазин просто попасть с востребованным товаром. Понятно, что покупателю не нужны сто одинаковых пельменей от разных производителей. Поэтому мы выбираем 2-3 предприятия.

2<#two#>>С другой стороны, во все времена были производители, за которыми мы бегали, с которыми договаривались на определенных условиях, чтобы у нас была данная продукция.


3<#two#>>Гастрономия должна быть экономной

2<#two#>>- Вы сталкивались с проблемой неплатежей?

2<#two#>>- Мы всегда приоритетно работали с местными производителями. Они на нас не обижались. Текущая ситуация немножко нервная, но стабильная. Нервная, потому что непонятно, что будет дальше. Стабильная благодаря тому, что мы получили кредит Сбербанка и Внешторгбанка по программе господдержки. Государство помогло ряду компаний, имеющих федеральное значение. При этом были очень четкие критерии отбора: стабильное финансовое состояние, невысокий уровень долга, работа в нескольких регионах и размеры предприятия, то есть его социальная значимость.

2<#two#>>Никто не говорил о том, что это будет бюджетное финансирование. Просто государство дало нам возможность получить кредит в ситуации, когда его никто не давал. Это кредиты с прохождением всех процедур проверки залогов, с четкими условиями, прописанными договорами, с нормальной банковской ставкой.

2<#two#>>Теперь наша ликвидность восстановлена, поэтому проблемы неплатежей у нас нет. Дальше необходимо перестроить сам процесс поставки. Все розничные предприятия имеют достаточно большую кредитную нагрузку и болезненно переживали события, связанные с финансовым кризисом. Сейчас ситуация более-менее стабилизируется, становится понятно, как работать. Есть проблема поставщиков, потому что компании, являющие логистическими операторами, оказались самыми незащищенными. У них нет недвижимости, нет залогов. У них есть поток товаров, которые они перевозят машинами. Поэтому банки им тут же отказали в кредитовании, и многие логистические цепочки просто рухнули. Сформировался кризис недоверия между производителями и дистрибьюторами розничной сети. И теперь где-то сами производители берут на себя функции по перевозке, где-то это делаем мы, где-то дистрибьюторы восстанавливают свою работоспособность. Сейчас ситуация уже не столь критическая.

2<#two#>>- Насколько может составить вам конкуренцию уличная торговля?

2<#two#>>- Я не думаю, что в нынешней ситуации это очень востребованная мера. При том, что цены на продукты здесь относительно низкие, издержки гораздо выше, чем в крупных сетях. Откуда тогда снижение? В отличие от магазинов, здесь не платятся налоги. Есть вопросы к качеству и соблюдению сроков реализации. В сети есть внутренний и внешний контроль, на улице все это отсутствует.

2<#two#>>А снижать цены на продукты можно и в крупных магазинах – мы ищем и находим для этого внутренние ресурсы.

2<#two#>>- Какие же это ресурсы?

2<#two#>>-  Мы идем на то, чтобы сократить ассортимент и сделать его более доступным, чтобы в целом снизить наценку – даже в ущерб финансовым показателям. Сегодня мы возвращаемся к тому принципу, которым всегда руководствовалась сеть наших магазинов и от которого в последние годы мы начали отходить, – это работа в максимально низких ценах и четкое позиционирование нашей сети как магазинов доступных.

2<#two#>>У нас действуют дисконтные карты, по которым можно получить определенную скидку. При этом мы выбираем для дисконта базовые продукты – яйца, муку, сахар, растительное масло и т.п. Мы даем возможность покупателям приобрести дешевый товар.

2<#two#>>Цены снижаются также за счет использования максимально экономной технологии розничной продажи: минимизируются все факторы, приводящие к увеличению издержек. Реакция со стороны покупателей на нашу инициативу была достаточно благожелательная, отмечается большой интерес и, как следствие, хороший уровень продаж. Это не альтруизм, а ответ на вызовы дня и потребности наших покупателей.

2<#two#>>- Как в целом, на ваш взгляд, изменится ситуация на рынке розничной торговли?

2<#two#>>- Пока никаких серьезных тенденций и изменений нет, а есть состояние неопределенности. Поэтому вряд ли кто-то возьмется прогнозировать ситуацию в ближайшее время. Если общая экономическая ситуация ухудшится, будут новые банкротства. Если – напротив – улучшится, на рынке появятся новые игроки. Возможно, начнутся слияния предприятий, чтобы консолидировать рынок. Думаю, ситуация прояснится к лету.

 

2<#two#>> 


Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Сколько весит потребительская корзина

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Алексей Владимирович, как сегодня изменяются потребительские вкусы, от каких продуктов люди отказываются, какие стали покупать больше?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Я бы сказал, что потребительские вкусы стали прагматичнее. Покупатели теперь  ориентируются на соотношение «цена - качество». Люди экономят, выбирая вместо имиджевых, брендовых позиций средне-низкий ценовой сегмент – продукты, где при хорошем качестве нет надбавок за бренд, маркетинг и т.п.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Возьмем, к примеру, такой востребованный продукт, как хлеб. Уровень продаж горячего хлеба, который на протяжении лет у нас устойчиво рос, сегодня упал на 30 процентов. Меньше стали покупать готовых салатов – снижение с конца прошлого года и до февраля нынешнего составило 25 процентов.

Arial<#two#>>


2<#two#>>- Некоторые эксперты утверждают, что в период кризиса люди нервничают и хотя покупают дешевую продукцию, зато в больших количествах. Как по вашим наблюдениям, есть и пить стали больше или меньше?

2<#two#>>- Больших изменений продаж в штуках и килограммах не происходит. Идет изменение в суммах – люди покупают более дешевые товары. В целом потребительская корзина остается на том же уровне. Это – физиология, и с ней ничего сделать нельзя.

2<#two#>>- Наверное, больше всего изменился спрос на импортные продукты?  

2<#two#>>- По-разному. Самая валютоориентированная группа товаров у нас – это фрукты. Апельсины, яблоки, бананы и прочее. Здесь наблюдается падение продаж, но небольшое, поскольку заменить фрукты нечем.

2<#two#>>Что касается других продуктов питания, то, конечно, скачок курса доллара и подорожание импорта постепенно сказывается на спросе. Но пока у дистрибьюторов есть достаточно большой запас продуктов, закупленных по старому курсу. Этого запаса хватит на полгода.

2<#two#>>Там же, где происходит рост цен, спрос снижается. Например, очень выросло в цене импортное детское молочное питание. И потребители теперь предпочитают покупать более дешевый отечественный продукт.

3<#two#>>Своя колбаса вкуснее

2<#two#>>- А есть ли возможность максимально заменить на прилавках импорт отечественными продуктами? Тогда и рост цен в магазинах удалось бы сдержать.

2<#two#>>- Здесь все не так просто. Есть прямые производители, использующие только российское сырье и работающие на российском оборудовании. Для них ситуация резко улучшилась, поскольку по ценам на продукты они однозначно теперь выигрывают у известных марок. Самый яркий пример – производство макаронных изделий, подсолнечного и растительного масла. Если раньше большое место на рынке занимали импортные бренды, теперь они уходят. Наметился большой покупательский интерес и спрос на недорогое российское подсолнечное масло.

2<#two#>>Сложнее ситуация там, где используется импортное сырье, – например, в производстве колбас. Чаще всего производители пытаются перейти на местное сырье, однако не всегда оно имеется на рынке в достаточном количестве и не всегда переработчика устраивает цена.

2<#two#>>- Кстати, вы сами сотрудничаете с товаропроизводителями НСО?

2<#two#>>- Наш регион не производит широкую гамму продуктов – в основном, это зерновые и мясомолочная продукция. У хлеба конкуренции со стороны импорта никогда не было. Это – целиком местный продукт.

2<#two#>>- Что, на ваш взгляд, сейчас необходимо предпринять местным товаропроизводителям, чтобы оказаться конкурентоспособными?

2<#two#>>- За последние 10 лет розничная торговля претерпела большие технологические изменения. Произошла полная модернизация отрасли. То же самое случилось со многими предприятиями пищёвки, когда появилось современное производство соков, колбас и т.п.

2<#two#>>А вот в сельском хозяйстве такой модернизации не произошло. Поэтому для сельхозпроизводителей сегодня самое главное – организовать переработку на местах, чтобы произведенный продукт, например, молоко, можно было продавать в магазинах современной торговли. Есть крупные холдинги, такие как САХО, Верх-Ирмень, имеющие у себя полный цикл производства. А остальные производители продают не обработанное и не упакованное сырье. Возникает длинная цепочка.

2<#two#>>Можно было бы сформировать какой-то кооператив, центр по приему, переработке и подготовке продукции к продаже. Это сделало бы работу производителей более рентабельной и упростило ему доступ к розничной продаже. Потому что проблема взаимоотношений сельхозпроизводителей и розничной сети – это не проблема продавца и покупателя. Это определенный технологический разрыв между одними и другими.

2<#two#>>Супермаркет не может принять грузовик картошки. Произведенный продукт надо  сделать товаром – придать ему такую форму и такой вид, чтобы можно было продать покупателю. Помимо прочего, это повысит доходы самого производителя. Шанс у отечественных товаров хороший, потому что, например, голландская картошка в ближайшие три года продаваться не будет.

2<#two#>>- Сейчас к вам проще попасть товаропроизводителям?

2<#two#>>- Если меняются предпочтения покупателей, у производителей всегда есть шанс – в магазин просто попасть с востребованным товаром. Понятно, что покупателю не нужны сто одинаковых пельменей от разных производителей. Поэтому мы выбираем 2-3 предприятия.

2<#two#>>С другой стороны, во все времена были производители, за которыми мы бегали, с которыми договаривались на определенных условиях, чтобы у нас была данная продукция.


3<#two#>>Гастрономия должна быть экономной

2<#two#>>- Вы сталкивались с проблемой неплатежей?

2<#two#>>- Мы всегда приоритетно работали с местными производителями. Они на нас не обижались. Текущая ситуация немножко нервная, но стабильная. Нервная, потому что непонятно, что будет дальше. Стабильная благодаря тому, что мы получили кредит Сбербанка и Внешторгбанка по программе господдержки. Государство помогло ряду компаний, имеющих федеральное значение. При этом были очень четкие критерии отбора: стабильное финансовое состояние, невысокий уровень долга, работа в нескольких регионах и размеры предприятия, то есть его социальная значимость.

2<#two#>>Никто не говорил о том, что это будет бюджетное финансирование. Просто государство дало нам возможность получить кредит в ситуации, когда его никто не давал. Это кредиты с прохождением всех процедур проверки залогов, с четкими условиями, прописанными договорами, с нормальной банковской ставкой.

2<#two#>>Теперь наша ликвидность восстановлена, поэтому проблемы неплатежей у нас нет. Дальше необходимо перестроить сам процесс поставки. Все розничные предприятия имеют достаточно большую кредитную нагрузку и болезненно переживали события, связанные с финансовым кризисом. Сейчас ситуация более-менее стабилизируется, становится понятно, как работать. Есть проблема поставщиков, потому что компании, являющие логистическими операторами, оказались самыми незащищенными. У них нет недвижимости, нет залогов. У них есть поток товаров, которые они перевозят машинами. Поэтому банки им тут же отказали в кредитовании, и многие логистические цепочки просто рухнули. Сформировался кризис недоверия между производителями и дистрибьюторами розничной сети. И теперь где-то сами производители берут на себя функции по перевозке, где-то это делаем мы, где-то дистрибьюторы восстанавливают свою работоспособность. Сейчас ситуация уже не столь критическая.

2<#two#>>- Насколько может составить вам конкуренцию уличная торговля?

2<#two#>>- Я не думаю, что в нынешней ситуации это очень востребованная мера. При том, что цены на продукты здесь относительно низкие, издержки гораздо выше, чем в крупных сетях. Откуда тогда снижение? В отличие от магазинов, здесь не платятся налоги. Есть вопросы к качеству и соблюдению сроков реализации. В сети есть внутренний и внешний контроль, на улице все это отсутствует.

2<#two#>>А снижать цены на продукты можно и в крупных магазинах – мы ищем и находим для этого внутренние ресурсы.

2<#two#>>- Какие же это ресурсы?

2<#two#>>-  Мы идем на то, чтобы сократить ассортимент и сделать его более доступным, чтобы в целом снизить наценку – даже в ущерб финансовым показателям. Сегодня мы возвращаемся к тому принципу, которым всегда руководствовалась сеть наших магазинов и от которого в последние годы мы начали отходить, – это работа в максимально низких ценах и четкое позиционирование нашей сети как магазинов доступных.

2<#two#>>У нас действуют дисконтные карты, по которым можно получить определенную скидку. При этом мы выбираем для дисконта базовые продукты – яйца, муку, сахар, растительное масло и т.п. Мы даем возможность покупателям приобрести дешевый товар.

2<#two#>>Цены снижаются также за счет использования максимально экономной технологии розничной продажи: минимизируются все факторы, приводящие к увеличению издержек. Реакция со стороны покупателей на нашу инициативу была достаточно благожелательная, отмечается большой интерес и, как следствие, хороший уровень продаж. Это не альтруизм, а ответ на вызовы дня и потребности наших покупателей.

2<#two#>>- Как в целом, на ваш взгляд, изменится ситуация на рынке розничной торговли?

2<#two#>>- Пока никаких серьезных тенденций и изменений нет, а есть состояние неопределенности. Поэтому вряд ли кто-то возьмется прогнозировать ситуацию в ближайшее время. Если общая экономическая ситуация ухудшится, будут новые банкротства. Если – напротив – улучшится, на рынке появятся новые игроки. Возможно, начнутся слияния предприятий, чтобы консолидировать рынок. Думаю, ситуация прояснится к лету.

 

2<#two#>> 


Читайте также