Сибкрай.ru

Электронная регистратура не сможет решить проблему очередей в поликлиниках

Интернет-терапия По данным специалистов Медицинского информационно-аналитического центра Новосибирска, создание электронной регистратуры продиктовано, в первую очередь, потребностью повысить доступность для населения первичной медико-санитарной помощи. «Проведенный в 2009 году анализ телефонных звонков в регистратуры муниципальных лечебно-профилактических учреждений города показал, что часть звонков (порядка 30%) в регистратуры оставались неотвеченными, в связи с занятостью телефонной линии. Поэтому пациенты обращались в поликлиники для того, чтобы записаться на прием или вызвать врача на дом. После введения единого многоканального телефонного номера (227-44-44) и включения всех лечебно-профилактических учреждений в автоматизированную информационную систему остаются неотвеченными 2% звонков», - сообщила заместитель директора МБУЗ МИАЦ Елена Хрусталёва. Электронная регистратура начала работать в нашем городе с 30 ноября 2010 года, когда был запущен Web-сайт «Городская регистратура Новосибирска», позволяющий пациентам самостоятельно записаться на прием к участковым специалистам, акушеру-гинекологу, хирургу, стоматологу и офтальмологу. К системе подключены все муниципальные учреждения здравоохранения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь, поэтому записаться на прием к врачу можно в любую поликлинику города. По словам Елены Хрусталевой, за весь период работы на сайте зарегистрировалось и завело личные кабинеты более 5000 человек, на прием к специалистам поликлиник записалось более 1600 человек. Молодежь не знает о новой услуге О преимуществах пользования электронной регистратурой корреспондент Сибкрай.ru решил поинтересоваться у пациентов поликлинического отделения №2 Городской клинической больницы №19. Как оказалось, с новшествами новосибирской медицины пациенты не знакомы. «Впервые слышу про такую услугу. Это в Интернете, что ли надо записываться? Я у врачей бываю редко, поэтому записалась по старинке: утром пришла, отстояла очередь и взяла талончик», - рассказала пациентка Надежда Прохорова. Это неудивительно, ведь большую долю пациентов составляют люди пенсионного возраста. Среди них тех, кто умеет пользоваться компьютером, а тем более Интернетом, считанные единицы. «Ничего про электронную регистратуру я не слышала. А в регистратуре со второго раза только талончик смогла взять, пришлось к 7 утра в поликлинику приходить. Очередь огромная, еще через одного приходится людей без талона пропускать», - возмущается пенсионерка Любовь Елизарова. Однако, как показал опрос, молодые пациенты тоже не в курсе такой возможности и не знают адрес сайта электронной регистратуры. «Это наверное, удобно, надоело уже в очередях стоять. Адрес сайта не знаю, может, в следующий раз попробую через интернет к врачу записаться», - сообщает пациент Виктор Лукин. Пациенты, которые уже попробовали записаться к специалисту через интернет, жалуются на возникшие сложности. Во-первых, для экстренных случаев электронная регистратура не подходит, ведь если вы зашли на сайт впервые, то сначала нужно зарегистрироваться. Через 24 часа на электронную почту приходит код активации личного кабинета, только после этого можно записаться к врачу. «Я уже две недели попасть к врачу не могу: в поликлинику не дозвониться, узнала про сайт, решила попробовать. Зарегистрировалась на сайте, почту смогла проверить только через два дня. Оказалось, код активации надо вводить в течение 12 часов как он пришел на почту. Я пыталась ввести код позже, ничего не вышло. Теперь надо заново зарегистрироваться», - рассказывает Мария Судос. Во-вторых, записаться на прием в муниципальные лечебно-профилактические учреждения по телефону или на сайте может только пациент, имеющий амбулаторную карту в соответствующем учреждении и действующий страховой полис. По словам Елены Хрусталевой, если пациент не имеет амбулаторной карты и страхового полиса, ему все равно необходимо лично обратиться в поликлинику. Поликлиника – не супермаркет Несмотря на слабую информированность пациентов, представители МИАЦ предполагают, что электронная регистратура сможет решить проблему очередей. «Она решается с помощью АИС «ГЭР» и распределения потоков пациентов за счет плановой записи на прием. Проблема же очередей к специалистам зависит от укомплектованности лечебного учреждения специалистами, от оперативного решения организационных вопросов внутри лечебно-профилактического учреждения», - объясняют в Медицинском информационно-аналитическом центре. С ними не согласна Елена Бобяк: «Электронная регистратура проблему очередей не решила и не может решить априори. Очередь в поликлиниках формируется в первую очередь за счет того, что на прием врачу отводится очень мало времени и при этом он вынужден вести огромную «бумажную» работу. Как видите, ни одну из этих проблем электронная регистратура решить не может, даже если будет работать с полной загрузкой». К тому же, как отметила Елена Хрусталева, поликлиники ограничены наличием узких специалистов: если он загружен и не справляется с потоком, то никакая электронная очередь не спасет. Кроме того, электронная регистратура никак не решает проблему экстренных пациентов, а ведь именно они чаще всего и создают «живую очередь», которая задерживает прием плановых пациентов. «Существуют «повторные», «экстренные» пациенты. Кто-то заходит просто за справкой, кто-то за рецептом, и так далее. Именно поэтому формируется очередь, а не потому, что запись ведется по телефону или путем получения талончиков в регистратуре», - объясняет Елена Бобяк. И добавляет: «Чтобы решить проблему очередей в поликлиниках необходимо изменить стандарты (время приема, нагрузка на врача), перераспределить обязанности (максимально убрать от врача «бумажную», немедицинскую работу)». Кроме того, нужно увеличить количество узких специалистов, оснастить лечебные учреждения необходимым оборудованием, чтобы локализовать и сократить время на проведения лабораторных и диагностических процедур, а не гонять пациента по всему городу. Это, безусловно, требует дополнительного финансирования и немалого. А его нет. - Из сложившейся ситуации я вижу выход в том, что нужно ограничить бесплатную медицинскую помощь. Оставить только самое необходимое. Но эта бесплатная медицинская помощь должна оказываться на должном уровне и для всех, - делает вывод Елена Бобяк. Введение электронной регистратуры, безусловно, может упростить жизнь части новосибирцев, активных пользователей интернета. Для пенсионеров и людей, далеких от виртуальной реальности - эта мера вряд ли что-то изменит. В любом случае, для того чтобы доказать свою эффективность, электронная регистратура должна стать популярной и востребованной у населения и иметь необходимую лечебно-диагностическую базу. Пока же об этой услуге знают не все ее потенциальные пользователи.


Интернет-терапия По данным специалистов Медицинского информационно-аналитического центра Новосибирска, создание электронной регистратуры продиктовано, в первую очередь, потребностью повысить доступность для населения первичной медико-санитарной помощи. «Проведенный в 2009 году анализ телефонных звонков в регистратуры муниципальных лечебно-профилактических учреждений города показал, что часть звонков (порядка 30%) в регистратуры оставались неотвеченными, в связи с занятостью телефонной линии. Поэтому пациенты обращались в поликлиники для того, чтобы записаться на прием или вызвать врача на дом. После введения единого многоканального телефонного номера (227-44-44) и включения всех лечебно-профилактических учреждений в автоматизированную информационную систему остаются неотвеченными 2% звонков», - сообщила заместитель директора МБУЗ МИАЦ Елена Хрусталёва. Электронная регистратура начала работать в нашем городе с 30 ноября 2010 года, когда был запущен Web-сайт «Городская регистратура Новосибирска», позволяющий пациентам самостоятельно записаться на прием к участковым специалистам, акушеру-гинекологу, хирургу, стоматологу и офтальмологу. К системе подключены все муниципальные учреждения здравоохранения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь, поэтому записаться на прием к врачу можно в любую поликлинику города. По словам Елены Хрусталевой, за весь период работы на сайте зарегистрировалось и завело личные кабинеты более 5000 человек, на прием к специалистам поликлиник записалось более 1600 человек. Молодежь не знает о новой услуге О преимуществах пользования электронной регистратурой корреспондент Сибкрай.ru решил поинтересоваться у пациентов поликлинического отделения №2 Городской клинической больницы №19. Как оказалось, с новшествами новосибирской медицины пациенты не знакомы. «Впервые слышу про такую услугу. Это в Интернете, что ли надо записываться? Я у врачей бываю редко, поэтому записалась по старинке: утром пришла, отстояла очередь и взяла талончик», - рассказала пациентка Надежда Прохорова. Это неудивительно, ведь большую долю пациентов составляют люди пенсионного возраста. Среди них тех, кто умеет пользоваться компьютером, а тем более Интернетом, считанные единицы. «Ничего про электронную регистратуру я не слышала. А в регистратуре со второго раза только талончик смогла взять, пришлось к 7 утра в поликлинику приходить. Очередь огромная, еще через одного приходится людей без талона пропускать», - возмущается пенсионерка Любовь Елизарова. Однако, как показал опрос, молодые пациенты тоже не в курсе такой возможности и не знают адрес сайта электронной регистратуры. «Это наверное, удобно, надоело уже в очередях стоять. Адрес сайта не знаю, может, в следующий раз попробую через интернет к врачу записаться», - сообщает пациент Виктор Лукин. Пациенты, которые уже попробовали записаться к специалисту через интернет, жалуются на возникшие сложности. Во-первых, для экстренных случаев электронная регистратура не подходит, ведь если вы зашли на сайт впервые, то сначала нужно зарегистрироваться. Через 24 часа на электронную почту приходит код активации личного кабинета, только после этого можно записаться к врачу. «Я уже две недели попасть к врачу не могу: в поликлинику не дозвониться, узнала про сайт, решила попробовать. Зарегистрировалась на сайте, почту смогла проверить только через два дня. Оказалось, код активации надо вводить в течение 12 часов как он пришел на почту. Я пыталась ввести код позже, ничего не вышло. Теперь надо заново зарегистрироваться», - рассказывает Мария Судос. Во-вторых, записаться на прием в муниципальные лечебно-профилактические учреждения по телефону или на сайте может только пациент, имеющий амбулаторную карту в соответствующем учреждении и действующий страховой полис. По словам Елены Хрусталевой, если пациент не имеет амбулаторной карты и страхового полиса, ему все равно необходимо лично обратиться в поликлинику. Поликлиника – не супермаркет Несмотря на слабую информированность пациентов, представители МИАЦ предполагают, что электронная регистратура сможет решить проблему очередей. «Она решается с помощью АИС «ГЭР» и распределения потоков пациентов за счет плановой записи на прием. Проблема же очередей к специалистам зависит от укомплектованности лечебного учреждения специалистами, от оперативного решения организационных вопросов внутри лечебно-профилактического учреждения», - объясняют в Медицинском информационно-аналитическом центре. С ними не согласна Елена Бобяк: «Электронная регистратура проблему очередей не решила и не может решить априори. Очередь в поликлиниках формируется в первую очередь за счет того, что на прием врачу отводится очень мало времени и при этом он вынужден вести огромную «бумажную» работу. Как видите, ни одну из этих проблем электронная регистратура решить не может, даже если будет работать с полной загрузкой». К тому же, как отметила Елена Хрусталева, поликлиники ограничены наличием узких специалистов: если он загружен и не справляется с потоком, то никакая электронная очередь не спасет. Кроме того, электронная регистратура никак не решает проблему экстренных пациентов, а ведь именно они чаще всего и создают «живую очередь», которая задерживает прием плановых пациентов. «Существуют «повторные», «экстренные» пациенты. Кто-то заходит просто за справкой, кто-то за рецептом, и так далее. Именно поэтому формируется очередь, а не потому, что запись ведется по телефону или путем получения талончиков в регистратуре», - объясняет Елена Бобяк. И добавляет: «Чтобы решить проблему очередей в поликлиниках необходимо изменить стандарты (время приема, нагрузка на врача), перераспределить обязанности (максимально убрать от врача «бумажную», немедицинскую работу)». Кроме того, нужно увеличить количество узких специалистов, оснастить лечебные учреждения необходимым оборудованием, чтобы локализовать и сократить время на проведения лабораторных и диагностических процедур, а не гонять пациента по всему городу. Это, безусловно, требует дополнительного финансирования и немалого. А его нет. - Из сложившейся ситуации я вижу выход в том, что нужно ограничить бесплатную медицинскую помощь. Оставить только самое необходимое. Но эта бесплатная медицинская помощь должна оказываться на должном уровне и для всех, - делает вывод Елена Бобяк. Введение электронной регистратуры, безусловно, может упростить жизнь части новосибирцев, активных пользователей интернета. Для пенсионеров и людей, далеких от виртуальной реальности - эта мера вряд ли что-то изменит. В любом случае, для того чтобы доказать свою эффективность, электронная регистратура должна стать популярной и востребованной у населения и иметь необходимую лечебно-диагностическую базу. Пока же об этой услуге знают не все ее потенциальные пользователи.


Читайте также