Сибкрай.ru

Интеграция школьного и вузовского образования – залог успеха выпускников

В пленарной части конференции принял участие заместитель губернатора Геннадий Сапожников, который рассказал о перспективах естественнонаучного образования в Новосибирской области, о непрерывном образовании – от школы до вуза, о необходимости повышения квалификации педагогов для работы по новым образовательным стандартам. Геннадий Алексеевич также внес несколько предложений по интеграции общего и высшего образования в рамках развития естественнонаучного и математического направления. В частности, им были предложены проекты по созданию научно-исследовательских центров, предполагающих тесную связь школы с вузом, а также школьных технопарков, где ребята могли бы разрабатывать и реализовывать свои проекты. Помимо этого, в нынешнем году, в рамках 2-го Международного молодежного инновационного форума «Интерра» планируется участие не только представителей высшего образования и академической науки, но также представителей общего образования. «В современном понимании интеграция общего и высшего образования подразумевает объединение ресурсов и использование школой материальной базы вузов. Этим и будут отличаться вновь создаваемые специализированные классы естественнонаучной и математической направленности от действующих профильных классов. В спецклассах ребята будут обучаться в малых группах, активно занимаясь проектной деятельностью, как на базе своей школьной лаборатории, так и на базе вузов. Более углубленное изучение предмета может осуществляться в том случае, когда с детьми кроме школьного учителя работают другие специалисты, педагоги и ученые. Они не только мотивируют ребенка, но и помогают сформировать у него аналитическое мышление», - пояснила Елена Плетнева, начальник отдела образовательной политики в сфере общего образования департамента образования Новосибирской области. Она подчеркнула, что эти планы пересекаются с задачами новых федеральных государственных образовательных стандартов – «они как раз ориентированы на развитие компетентностей у ребят, которые помогут им в дальнейшем стать успешными на рынке труда, самоопределиться в жизни. В свою очередь, естественнонаучное и математическое образование позволяют развивать интеллектуальные возможности ребенка, повышать интерес к обучению». Кроме того, на конференции выступил ректор НИПКиПРО Василий Синенко с проблемами повышения квалификации педагогов естественнонаучного цикла. Проректор НГПУ Борис Майер рассказал о подготовке молодых кадров для современного математического образования. Если в пленарной части конференции поднимались концептуальные вопросы по развитию естественнонаучного образования, то во второй половине дня прошли круглые столы, на которых обсуждались частные вопросы, в том числе роль учебно-методических комплектов в реализации государственных стандартов по физике, химии, биологии, географии, математике, а также проблемы реализации новых стандартов в образовательных учреждениях. «К сожалению, за последние годы, начиная с 1960-х, резко сократилось количество часов по физике, химии - как на теорию, так и на практику – вместе с тем, содержание предмета, наоборот, увеличилось. Это сказалось на качестве образования. А поскольку практическая направленность снизилась, то и мотивация к продолжению изучения предмета уже в вузах также упала. Теоретическая направленность предметов, без формирования научно-исследовательской проектной деятельности отразилась на сокращении инженерных профессий, а также профессий, связанных с физикой, химией, биологией, математикой», - отметила Елена Плетнева. Как показало профильное обучение, которое за 5 лет активно развивалось в нашей области, несмотря на то, что самыми востребованными остаются: ИКТ, технология и физика, интерес к химии резко падает. С математикой пока дела обстоят нормально, потому что она является обязательным предметом для ЕГЭ. «Проанализировав профильное обучение, мы пришли к выводу, что выборы предметов для сдачи ЕГЭ, часто не совпадали с профильным предметом, по которым ребята обучались. В связи с этим возникало много вопросов, каким образом выбирались эти предметы, и будет ли в последующем продолжение их изучения», - подчеркнула представитель департамента. На круглых столах также рассматривались перспективные технологии в естественнонаучном образовании. Говорилось о том, что сегодня нужно учить физике, химии и математике по-другому, для этого создано достаточно много технологий, которые помогают развивать проектную деятельность у ребенка. В конференции участвовали педагоги, руководители образовательных учреждений, специалисты органов управления образования, представители науки.

В пленарной части конференции принял участие заместитель губернатора Геннадий Сапожников, который рассказал о перспективах естественнонаучного образования в Новосибирской области, о непрерывном образовании – от школы до вуза, о необходимости повышения квалификации педагогов для работы по новым образовательным стандартам. Геннадий Алексеевич также внес несколько предложений по интеграции общего и высшего образования в рамках развития естественнонаучного и математического направления. В частности, им были предложены проекты по созданию научно-исследовательских центров, предполагающих тесную связь школы с вузом, а также школьных технопарков, где ребята могли бы разрабатывать и реализовывать свои проекты. Помимо этого, в нынешнем году, в рамках 2-го Международного молодежного инновационного форума «Интерра» планируется участие не только представителей высшего образования и академической науки, но также представителей общего образования. «В современном понимании интеграция общего и высшего образования подразумевает объединение ресурсов и использование школой материальной базы вузов. Этим и будут отличаться вновь создаваемые специализированные классы естественнонаучной и математической направленности от действующих профильных классов. В спецклассах ребята будут обучаться в малых группах, активно занимаясь проектной деятельностью, как на базе своей школьной лаборатории, так и на базе вузов. Более углубленное изучение предмета может осуществляться в том случае, когда с детьми кроме школьного учителя работают другие специалисты, педагоги и ученые. Они не только мотивируют ребенка, но и помогают сформировать у него аналитическое мышление», - пояснила Елена Плетнева, начальник отдела образовательной политики в сфере общего образования департамента образования Новосибирской области. Она подчеркнула, что эти планы пересекаются с задачами новых федеральных государственных образовательных стандартов – «они как раз ориентированы на развитие компетентностей у ребят, которые помогут им в дальнейшем стать успешными на рынке труда, самоопределиться в жизни. В свою очередь, естественнонаучное и математическое образование позволяют развивать интеллектуальные возможности ребенка, повышать интерес к обучению». Кроме того, на конференции выступил ректор НИПКиПРО Василий Синенко с проблемами повышения квалификации педагогов естественнонаучного цикла. Проректор НГПУ Борис Майер рассказал о подготовке молодых кадров для современного математического образования. Если в пленарной части конференции поднимались концептуальные вопросы по развитию естественнонаучного образования, то во второй половине дня прошли круглые столы, на которых обсуждались частные вопросы, в том числе роль учебно-методических комплектов в реализации государственных стандартов по физике, химии, биологии, географии, математике, а также проблемы реализации новых стандартов в образовательных учреждениях. «К сожалению, за последние годы, начиная с 1960-х, резко сократилось количество часов по физике, химии - как на теорию, так и на практику – вместе с тем, содержание предмета, наоборот, увеличилось. Это сказалось на качестве образования. А поскольку практическая направленность снизилась, то и мотивация к продолжению изучения предмета уже в вузах также упала. Теоретическая направленность предметов, без формирования научно-исследовательской проектной деятельности отразилась на сокращении инженерных профессий, а также профессий, связанных с физикой, химией, биологией, математикой», - отметила Елена Плетнева. Как показало профильное обучение, которое за 5 лет активно развивалось в нашей области, несмотря на то, что самыми востребованными остаются: ИКТ, технология и физика, интерес к химии резко падает. С математикой пока дела обстоят нормально, потому что она является обязательным предметом для ЕГЭ. «Проанализировав профильное обучение, мы пришли к выводу, что выборы предметов для сдачи ЕГЭ, часто не совпадали с профильным предметом, по которым ребята обучались. В связи с этим возникало много вопросов, каким образом выбирались эти предметы, и будет ли в последующем продолжение их изучения», - подчеркнула представитель департамента. На круглых столах также рассматривались перспективные технологии в естественнонаучном образовании. Говорилось о том, что сегодня нужно учить физике, химии и математике по-другому, для этого создано достаточно много технологий, которые помогают развивать проектную деятельность у ребенка. В конференции участвовали педагоги, руководители образовательных учреждений, специалисты органов управления образования, представители науки.


Читайте также