Сибкрай.ru

Учитель должен знать, куда ведет детей


MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Алексей Викторович, как это вас с таким престижным образованием в школу, извините, занесло? Вы не из учительской династии?

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Династии пока не сложилось, родители мои заслуженные работники культуры. Родом я из Бурятии. В Новосибирск попал благодаря знаменитым олимпиадам, которые проводил НГУ. Два года я проучился в физматшколе, потом окончил НГУ – механико-математический факультет и магистратуру философского факультета. Изначально я не был ориентирован на работу учителем. Можно сказать, в школу попал случайно. Но почти сразу стало ясно, что у меня получается. Я полюбил и детей, и профессию.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Я знаю, вы и в вузе преподавали.COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Моим первым местом работы была именно гимназия, затем – да, я параллельно работал еще и в вузе. Но с сентября 2009 года – только в гимназии. Веду математику у детей с 4-го по 9-й класс.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Кого вы считаете своими главными учителями?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Воспоминания связаны именно с физматшколой. В Бурятии я учился в разных школах, в основном деревенских. Какого-то особого следа они не оставили в моей душе. А вот физмашкола – это резкий качественный скачок во всем: и в уровне преподавания, и в отношении преподавателя к ученику. Особенно я бы отметил свою классную руководительницу Тамару Ивановну Мироненко. Она и преподавала, и занималась устройством нашего быта, и смотрела за нашим благонравным поведением. И, конечно, Александр Михайлович Хлуднев, доктор наук, который читал нам лекции по математике. Что это были за лекции! Можно сказать, только на этом запасе я преподаю и в гимназии, и даже в вузе преподавал. Совсем немножко добавил из своего университетского курса.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Наверное, тяжеловато было поначалу? Из деревенской школы вдруг оказаться в таком месте, как физмашкола Академгородка!COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Первое время – да. Кстати, когда я начинал свою учительскую деятельность, то вспомнил, что мне самому не хватало более подробного объяснения материала, возможно, даже индивидуального. Ведь к нам как преподаватели относились? Раз вы сюда попали, значит, вы и так умные, чего разжевывать? Поэтому, когда я начал преподавать, я сказал себе: мне надо только обеспечить понимание материала детьми. Остальное в Академгородке есть: научная среда, генетическая предрасположенность детей к высокому интеллектуальному уровню, общая культура. Дам понимание – и учебный процесс пойдет как надо. Моя установка – разговаривать с детьми как можно более простым и понятным языком, не раздражаться, если приходится по два, три, пять раз объяснять. Я даю это своим ученикам, и никогда на протяжении моей карьеры ни один мой ученик не сказал, что ему было что-то непонятно.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– В инициативе президента «Наша новая школа» говорится о необходимости привлечения в школу учителей без педагогического образования. Вы яркий образец такого учителя. Начав работать в гимназии, вы ощутили, что вам не хватает знаний о технологиях и методиках преподавания, или все было гладко?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Как раз первое время я этого не чувствовал. Мне было всего 20 лет, дети воспринимали меня уважительно, но не как совсем уж взрослого. Они были открыты и расположены к общению. При этом и вели себя очень хорошо. А поскольку мне удалось обеспечить понимание ими материала, то влился я в гимназическую жизнь достаточно легко. Только года через два я начал ощущать, что педагогической составляющей мне все-таки не хватает. Преподавать только за счет содержания нельзя. Форма преподавания – то, что называется «методикой», – не менее важна. Поэтому со временем я прошел курсы повышения квалификации и стал заниматься в методобъединении, где учился у лучших учителей. И здесь просто не могу не отметить Мальвину Степановну Позолотину, преподавателя физики, которая сейчас уже на пенсии, а тогда преподавала у нас в гимназии. Она стала моей главной методической школой. В том, что я так хорошо выступил на областном конкурсе, очень существен ее вклад.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Вы считаете, дети изменились? Вот когда вы в школу пришли, увидели в них что-то новое, чего, допустим, не было в нашем поколении? COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Я ведь начал работать в 20 лет, и тогда сам еще не вышел из детства. Поэтому какой-то особой загадки дети для меня не представляли. Я вообще убежден, что сама природа образования, обучения и познания существенно никогда не меняется. Ни под влиянием тех преобразований, которые проходили в России в 90-е годы, ни под влиянием современных тенденций. Сама суть детской души неизменна. Конечно, социально-экономическая среда наложила отпечаток и на детскую душу, и на процесс преподавания, но это несущественные моменты. Помню, я сам, учась в университете, в какой-то момент стал относиться к процессу своего обучения несколько меркантильно, то есть не только с точки зрения интереса к науке и предмету, но и с точки зрения, где я буду работать и сколько зарабатывать. Затем такое же меркантильное отношение я увидел у школьников, и уже не удивился. Однако позже на философском факультете я сам стал от прагматизма все более переходить к интересу к предмету как таковому, и то же самое увидел вскоре и в школьной среде. Дикий меркантилизм 90-х стал сходить на нет, а интерес к учебе и наукам у ребят стал потихоньку расти.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Ребенком движет любопытство, именно его учитель должен правильно развивать. Детей, особенно младшего возраста, сложно мотивировать к учебе какими-то отдаленными перспективами. Это может сработать только со старшеклассниками. Если ребенку семи–восьми лет будет неинтересно учиться, то он и не будет этого делать. Согласны?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– В самой основе – да, именно любопытство движет детьми, хотя я больше люблю термин «интерес к познанию». В природе человека заложено познавать. Не случайно у ребенка самая живая реакция бывает на что-то новое, неизвестное. Особенно у младенца. Учителю нужно просто знать, что это самая существенная черта детской души. Вторая существенная черта, которую учитель всегда должен иметь в виду: чем младше ребенок, тем больше он играет. Синтез «познавай – играя» для детей младшего возраста наиболее приемлем.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Почему же пропадает этот интерес? Только ли учитель виноват?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Тут все виноваты: и учитель, и родители, да и сам ребенок. Я, кстати, не считаю, что какая-то особая вина лежит на компьютере и телевизоре. Появление компьютера существенно не повлияло на утрату интереса к учебе. Более значимую роль сыграло душевное нездоровье всего общества.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Сегодня дети зачастую не видят связи между обучением и целью этого обучения. Зачем он сейчас делает это упражнение? Или решает вот эту задачку? Они себе не могут ответить на этот вопрос…COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Я бы сказал больше: и связи со смыслом жизни не видят. Да, совершенно верно. Когда ребенок, особенно младший школьник, задает вопрос: «Зачем мне учиться?» – он, по сути, задает смысложизненный вопрос. Он ведь еще не умеет мыслить в философских категориях и не может сформулировать вопрос: «В чем смысл жизни? Для чего я живу?» Поэтому он спрашивает в тех терминах, которые ему доступны: «Зачем я это учу?» Здесь самое главное – именно утрата видения смысла жизни большинством людей вокруг, в том числе родителями учеников.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Ваши сыновья еще не задавали вам таких вопросов?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Моему старшему пять с половиной, младшему год с небольшим, они в силу возраста еще не доросли до вопроса: «Зачем я это учу?» Старший достаточно бегло читает, ему это интересно, и он чаще спрашивает, почему я не даю ему конфету. И чем позже я услышу: «Зачем я читаю или пишу?», тем лучше.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Есть ведь и такой вариант. Кому-то нравится, допустим, литература или биология, а математика – нет. Как объясните, зачем ему учить математику? COLOR: black<#two#>>


MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Это как раз несложно. Я покажу несколько примеров применения математики в биологии. Та же теория вероятности нужна при изучении генетики. А, скажем, в химии строение органических молекул – чисто геометрические фигуры. На интересе к биологии или химии подогреть интерес к математике совсем несложно.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Настоящая беда – это когда вообще ничего неинтересно.COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Ну, все-таки ребенок не сразу доходит до состояния, когда его не интересует ничего. У родителей и учителей масса шансов проявить педагогическую чуткость, чтобы на дальних подступах обнаружить и ликвидировать симптомы утраты интереса к учебе.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Я знаю, чтоCOLOR: black<#two#>> на конкурсе вам приходилось отвечать на вопросы из разряда: «А что? В православной гимназии математику преподают?»

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Спрашивали постоянно, и еще чаще я этот вопрос читал в глазах. Прежде всего некоторые гости и участники конкурса путали православную гимназию с воскресной школой, в которой, естественно, математику не изучают. Другие думали, что раз гимназия православная, то это духовное профессиональное учреждение наподобие семинарии. Приходилось объяснять, что православная гимназия – это светское общеобразовательное учреждение. Светское – потому что образовательная компонента дается по федеральному государственному образовательному стандарту, выдаем государственные аттестаты, имеем аккредитацию и сдаем ЕГЭ по тем же самым учебникам. Мы находимся в едином образовательном пространстве со всеми остальными общеобразовательными учреждениями России, действуя в полном соответствии с Федеральным законом «Об образовании». Но, кроме того, наша гимназия выполняет социальный заказ части общества, которая желает, чтобы дети получали среднее образование в православной среде. И вот когда я это все объяснял, люди с трудом, но понимали. Все-таки стереотип, который был заложен в нашу генетическую память несколькими десятилетиями безбожия, достаточно силен. Но был еще и третий уровень недоумения. Более глубокие и вдумчивые люди меня спрашивали: «А как вообще в православной среде возможно преподавание наук, физики, например?» Недавно я участвовал в программе «Раньше всех» на ОТС, где два Алексея – Данилов и Туманов – спросили меня, как же я преподаю, допустим, второй закон Ньютона. Не противоречит ли он православной вере?

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– А как он может противоречить? Я понимаю, если бы теория Дарвина… Что вы ответили?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Еще Ломоносов сказал, что наука и религия – это дочери одного Небесного Отца, которые в противоречие между собой прийти никак не могут, если только кто-нибудь по злому умыслу это противоречие между ними не посеет. Если ученик ответит, что Господь сотворил вселенную, дав ей такие-то законы, в том числе второй закон Ньютона, это будет правильный ответ. Но при этом ученик должен рассказать, в чем именно заключается второй закон Ньютона, как с его помощью решать задачи. Какая-то одна часть этого ответа не исчерпывает всю истину целиком, а вот обе – да. Так что наша гимназия принципиально ничем не отличается от других школ. Единственное, что воспитательный компонент у нас строится на православии. Девиз нашей гимназии, сердцевина ее концепции: «От качества воспитания к качеству образования». Только на фундаменте духовно-нравственного воспитания и может существовать нормальный образовательный процесс.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Все опытные учителя говорят, что воспитание должно идти на каждом уроке. И неважно, какой это урок – история или физкультура… COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Идея неразрывности воспитания и образования зародилась еще в античной педагогике, прошла через средневековую педагогику и была сохранена советской школой, за что ей большое спасибо. Эта идея заметно пострадала в 90-е годы. Идея неразрывности ведь не просто в том, что при преподавании предмета учитель говорит: «Сейчас мы теоремку докажем, а потом я вас немножко повоспитываю». Сама среда, атмосфера в школе воспитывает, даже то, как я зашел в класс, как поздоровался, как справился со своим негативным настроением, как смог не раздражаться на ребенка, который с пятого раза не понял несчастную теорему Пифагора, и я ему объясняю ее вновь и вновь спокойным тоном. Вот что воспитывает. Как я сумел показать ребенку, что если регулярно выполнять домашние задания, то плоды труда обязательно выльются в хорошие оценки. Так что абсолютно все в педагоге: от выглаженных брюк до уважительной манеры общаться – формирует воспитательную атмосферу. Я бы даже сказал, что не воспитывать в школе невозможно. Даже если захочешь. Так что «обучай воспитывая и воспитывай обучая».

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Вам тяжело двойки ставить?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Очень. Каждая двойка и тройка – это ведь оценка мне самому. И дело не в тщеславии и профессиональной гордости, нет. Детей жалко. Про одного дореволюционного учителя рассказывали, что самым страшным наказанием для его учеников была его угроза поставить четверку или спросить в следующий раз. Дети его настолько любили и уважали, что на них это действовало сильнее, чем на многих современных учеников двойки. Вот настоящий учитель! Если бы мне удалось такого достичь. «Вот я вам всем четверки поставлю!» – высший пилотаж. Ну а если я ставлю двойки, значит, мой уровень еще не дотягивает до того старенького дореволюционного учителя.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Сейчас обсуждается необходимость принятия кодекса учителя, своеобразной клятвы Гиппократа для педагогов. Как вы относитесь к самой идее появления такого кодекса и что вы бы в нем написали?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Я непременно написал бы в нем, что образовательный процесс должен начинаться с личности педагога. Убежден, что личность педагога наряду с личностью родителя – ключевой фактор в образовании. И поскольку личность педагога не может не воспитывать, то, прежде всего, высокие духовно-нравственные качества педагога – это первое, что должно быть прописано в кодексе. Должны быть прописаны и технологии передачи собственного духовно-нравственного уровня детям. Это помогло бы и начинающим учителям, и тем, кто не задавался этим вопросом, уповая только на методики преподавания. И третье, в кодексе должно быть сказано, что деятельность педагога – это не столько работа, сколько служение. Не так много видов деятельности, которые можно назвать служением. И если педагог не служит, не относится жертвенно к своей работе, то ее смысл теряется. Учитель обязан культивировать в себе терпение, не злиться на ребенка. И еще. Нужны конкретные правила поведения учителя: как войти в класс, как разговаривать с детьми и так далее.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Вы чем взяли жюри? Какими «изюминками»?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Думаю, сказалась философская подготовка. Я не постеснялся делать философские обобщения. Из девяти этапов конкурса первые пять относились к повседневной деятельности учителя: открытый урок в незнакомом классе, дискуссия с коллегами и так далее. Последние четыре показывали широту и глубину учителя. Видимо, моя привычка любые явления рассматривать до самой предельной философской глубины и тот факт, что я не постеснялся высказываться в таком ключе, наверное, и стали моей «изюминкой». У айсберга есть вершина и есть подводная часть. Подводная часть не видна, но она является гарантией устойчивости вершины. На первых этапах мы явили свою вершинку, а на последних – то, что позволяет ей не утонуть и не разрушиться. Я не стеснялся употреблять научные, философские термины, поясняя их по ходу, и я видел в глазах жюри понимание.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Что вас и ваших коллег не устраивает сегодня в современной школе?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– В кулуарах мы с коллегами немножечко, секунд за 20, обсудили сериал «Школа» и пришли к одному выводу: сериал не про школу. Он про режиссера, которая понятия не имеет о том, чем живет школа и какие там сегодня проблемы. Однако все педагоги согласились с тем, что если по серьезному не вернуть в школу воспитательную компоненту, то в принципе школа может дойти до таких уродливых форм, как в этом сериале. То есть как некую опасность нам надо иметь это в виду. Как мореплавателю нужно знать, где его кораблю угрожают рифы. А что меня не устраивает? Я не так ставлю вопрос. Я воспринимаю свою работу как служение детям, школе, стране, и поэтому любую неприятность воспринимаю как возможность проявить это служение и жертвенность. Хороший врач говорит так: пациентов вредных не бывает.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Но все-таки что надо изменить, чтобы на эти рифы не наткнуться?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Главное – вернуть престиж и уважение к профессии учителя, которое было в стране в 40-е, 50-е, 60-е годы. Только повышением зарплаты учителям и хорошим финансированием школ мы престиж профессии не поднимем. Нужны и PR-мероприятия, очень тонкие и емкие, которые доносили бы до широкой общественности мысль, что это служение, это престижно и без этого страна не сможет жить более десяти лет. Чтобы общество поняло, что качественная система образования столь же необходима России, как ядерный щит. Ведь по поводу ядерного щита никаких возражений нет. Вот если бы у всех граждан России было такое же отношение к школе, то это бы и все остальное подтянуло в образование: и финансирование, и кадры, и отношение родителей.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Такие сообщающиеся сосуды: растет учитель и растет уважение к нему…COLOR: black<#two#>>

FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black<#two#> new=<#two#><#two#>>– Да, хорошие высокоморальные учителя с хорошей зарплатой. Но именно моральные качества учителей я ставлю на первое место. Педагоги должны начать с себя, с повышения своего духовно-нравственного и компетентностного уровня. И нужно чаще спрашивать себя, в чем смысл работы учителя. Говорят, педагог должен давать детям знания. Они обеспечат успех в будущей карьере, финансовую независимость. Но миссия педагога не должна ограничиваться передачей знаний, ибо это хоть и достойная, но не абсолютная цель. Педагог с греческого – «детоводитель». Ведущий должен знать, куда ведет. А идущий – куда идет. Чем лучше знаем дорогу, тем она безопасней, чем радостнее путь, тем легче он будет пройден. Учитель должен точно знать, куда он хочет привести детей, должен думать о том, каким будет их ум, какой станет их душа. Это преступление – воспитывать бездушные умы или безумные души. Лучше уж вообще никого ничему не учить. Чего же не хватает сегодня учителю? Чего он не имеет из того, что должен подарить детям? Знаний? Они в науках. Красоты? Она вокруг. Любви? Да, не хватает именно любви.


MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Алексей Викторович, как это вас с таким престижным образованием в школу, извините, занесло? Вы не из учительской династии?

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Династии пока не сложилось, родители мои заслуженные работники культуры. Родом я из Бурятии. В Новосибирск попал благодаря знаменитым олимпиадам, которые проводил НГУ. Два года я проучился в физматшколе, потом окончил НГУ – механико-математический факультет и магистратуру философского факультета. Изначально я не был ориентирован на работу учителем. Можно сказать, в школу попал случайно. Но почти сразу стало ясно, что у меня получается. Я полюбил и детей, и профессию.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Я знаю, вы и в вузе преподавали.COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Моим первым местом работы была именно гимназия, затем – да, я параллельно работал еще и в вузе. Но с сентября 2009 года – только в гимназии. Веду математику у детей с 4-го по 9-й класс.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Кого вы считаете своими главными учителями?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Воспоминания связаны именно с физматшколой. В Бурятии я учился в разных школах, в основном деревенских. Какого-то особого следа они не оставили в моей душе. А вот физмашкола – это резкий качественный скачок во всем: и в уровне преподавания, и в отношении преподавателя к ученику. Особенно я бы отметил свою классную руководительницу Тамару Ивановну Мироненко. Она и преподавала, и занималась устройством нашего быта, и смотрела за нашим благонравным поведением. И, конечно, Александр Михайлович Хлуднев, доктор наук, который читал нам лекции по математике. Что это были за лекции! Можно сказать, только на этом запасе я преподаю и в гимназии, и даже в вузе преподавал. Совсем немножко добавил из своего университетского курса.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Наверное, тяжеловато было поначалу? Из деревенской школы вдруг оказаться в таком месте, как физмашкола Академгородка!COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Первое время – да. Кстати, когда я начинал свою учительскую деятельность, то вспомнил, что мне самому не хватало более подробного объяснения материала, возможно, даже индивидуального. Ведь к нам как преподаватели относились? Раз вы сюда попали, значит, вы и так умные, чего разжевывать? Поэтому, когда я начал преподавать, я сказал себе: мне надо только обеспечить понимание материала детьми. Остальное в Академгородке есть: научная среда, генетическая предрасположенность детей к высокому интеллектуальному уровню, общая культура. Дам понимание – и учебный процесс пойдет как надо. Моя установка – разговаривать с детьми как можно более простым и понятным языком, не раздражаться, если приходится по два, три, пять раз объяснять. Я даю это своим ученикам, и никогда на протяжении моей карьеры ни один мой ученик не сказал, что ему было что-то непонятно.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– В инициативе президента «Наша новая школа» говорится о необходимости привлечения в школу учителей без педагогического образования. Вы яркий образец такого учителя. Начав работать в гимназии, вы ощутили, что вам не хватает знаний о технологиях и методиках преподавания, или все было гладко?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Как раз первое время я этого не чувствовал. Мне было всего 20 лет, дети воспринимали меня уважительно, но не как совсем уж взрослого. Они были открыты и расположены к общению. При этом и вели себя очень хорошо. А поскольку мне удалось обеспечить понимание ими материала, то влился я в гимназическую жизнь достаточно легко. Только года через два я начал ощущать, что педагогической составляющей мне все-таки не хватает. Преподавать только за счет содержания нельзя. Форма преподавания – то, что называется «методикой», – не менее важна. Поэтому со временем я прошел курсы повышения квалификации и стал заниматься в методобъединении, где учился у лучших учителей. И здесь просто не могу не отметить Мальвину Степановну Позолотину, преподавателя физики, которая сейчас уже на пенсии, а тогда преподавала у нас в гимназии. Она стала моей главной методической школой. В том, что я так хорошо выступил на областном конкурсе, очень существен ее вклад.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Вы считаете, дети изменились? Вот когда вы в школу пришли, увидели в них что-то новое, чего, допустим, не было в нашем поколении? COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Я ведь начал работать в 20 лет, и тогда сам еще не вышел из детства. Поэтому какой-то особой загадки дети для меня не представляли. Я вообще убежден, что сама природа образования, обучения и познания существенно никогда не меняется. Ни под влиянием тех преобразований, которые проходили в России в 90-е годы, ни под влиянием современных тенденций. Сама суть детской души неизменна. Конечно, социально-экономическая среда наложила отпечаток и на детскую душу, и на процесс преподавания, но это несущественные моменты. Помню, я сам, учась в университете, в какой-то момент стал относиться к процессу своего обучения несколько меркантильно, то есть не только с точки зрения интереса к науке и предмету, но и с точки зрения, где я буду работать и сколько зарабатывать. Затем такое же меркантильное отношение я увидел у школьников, и уже не удивился. Однако позже на философском факультете я сам стал от прагматизма все более переходить к интересу к предмету как таковому, и то же самое увидел вскоре и в школьной среде. Дикий меркантилизм 90-х стал сходить на нет, а интерес к учебе и наукам у ребят стал потихоньку расти.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Ребенком движет любопытство, именно его учитель должен правильно развивать. Детей, особенно младшего возраста, сложно мотивировать к учебе какими-то отдаленными перспективами. Это может сработать только со старшеклассниками. Если ребенку семи–восьми лет будет неинтересно учиться, то он и не будет этого делать. Согласны?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– В самой основе – да, именно любопытство движет детьми, хотя я больше люблю термин «интерес к познанию». В природе человека заложено познавать. Не случайно у ребенка самая живая реакция бывает на что-то новое, неизвестное. Особенно у младенца. Учителю нужно просто знать, что это самая существенная черта детской души. Вторая существенная черта, которую учитель всегда должен иметь в виду: чем младше ребенок, тем больше он играет. Синтез «познавай – играя» для детей младшего возраста наиболее приемлем.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Почему же пропадает этот интерес? Только ли учитель виноват?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Тут все виноваты: и учитель, и родители, да и сам ребенок. Я, кстати, не считаю, что какая-то особая вина лежит на компьютере и телевизоре. Появление компьютера существенно не повлияло на утрату интереса к учебе. Более значимую роль сыграло душевное нездоровье всего общества.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Сегодня дети зачастую не видят связи между обучением и целью этого обучения. Зачем он сейчас делает это упражнение? Или решает вот эту задачку? Они себе не могут ответить на этот вопрос…COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Я бы сказал больше: и связи со смыслом жизни не видят. Да, совершенно верно. Когда ребенок, особенно младший школьник, задает вопрос: «Зачем мне учиться?» – он, по сути, задает смысложизненный вопрос. Он ведь еще не умеет мыслить в философских категориях и не может сформулировать вопрос: «В чем смысл жизни? Для чего я живу?» Поэтому он спрашивает в тех терминах, которые ему доступны: «Зачем я это учу?» Здесь самое главное – именно утрата видения смысла жизни большинством людей вокруг, в том числе родителями учеников.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Ваши сыновья еще не задавали вам таких вопросов?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Моему старшему пять с половиной, младшему год с небольшим, они в силу возраста еще не доросли до вопроса: «Зачем я это учу?» Старший достаточно бегло читает, ему это интересно, и он чаще спрашивает, почему я не даю ему конфету. И чем позже я услышу: «Зачем я читаю или пишу?», тем лучше.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Есть ведь и такой вариант. Кому-то нравится, допустим, литература или биология, а математика – нет. Как объясните, зачем ему учить математику? COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Это как раз несложно. Я покажу несколько примеров применения математики в биологии. Та же теория вероятности нужна при изучении генетики. А, скажем, в химии строение органических молекул – чисто геометрические фигуры. На интересе к биологии или химии подогреть интерес к математике совсем несложно.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Настоящая беда – это когда вообще ничего неинтересно.COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Ну, все-таки ребенок не сразу доходит до состояния, когда его не интересует ничего. У родителей и учителей масса шансов проявить педагогическую чуткость, чтобы на дальних подступах обнаружить и ликвидировать симптомы утраты интереса к учебе.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Я знаю, чтоCOLOR: black<#two#>> на конкурсе вам приходилось отвечать на вопросы из разряда: «А что? В православной гимназии математику преподают?»

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Спрашивали постоянно, и еще чаще я этот вопрос читал в глазах. Прежде всего некоторые гости и участники конкурса путали православную гимназию с воскресной школой, в которой, естественно, математику не изучают. Другие думали, что раз гимназия православная, то это духовное профессиональное учреждение наподобие семинарии. Приходилось объяснять, что православная гимназия – это светское общеобразовательное учреждение. Светское – потому что образовательная компонента дается по федеральному государственному образовательному стандарту, выдаем государственные аттестаты, имеем аккредитацию и сдаем ЕГЭ по тем же самым учебникам. Мы находимся в едином образовательном пространстве со всеми остальными общеобразовательными учреждениями России, действуя в полном соответствии с Федеральным законом «Об образовании». Но, кроме того, наша гимназия выполняет социальный заказ части общества, которая желает, чтобы дети получали среднее образование в православной среде. И вот когда я это все объяснял, люди с трудом, но понимали. Все-таки стереотип, который был заложен в нашу генетическую память несколькими десятилетиями безбожия, достаточно силен. Но был еще и третий уровень недоумения. Более глубокие и вдумчивые люди меня спрашивали: «А как вообще в православной среде возможно преподавание наук, физики, например?» Недавно я участвовал в программе «Раньше всех» на ОТС, где два Алексея – Данилов и Туманов – спросили меня, как же я преподаю, допустим, второй закон Ньютона. Не противоречит ли он православной вере?

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– А как он может противоречить? Я понимаю, если бы теория Дарвина… Что вы ответили?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Еще Ломоносов сказал, что наука и религия – это дочери одного Небесного Отца, которые в противоречие между собой прийти никак не могут, если только кто-нибудь по злому умыслу это противоречие между ними не посеет. Если ученик ответит, что Господь сотворил вселенную, дав ей такие-то законы, в том числе второй закон Ньютона, это будет правильный ответ. Но при этом ученик должен рассказать, в чем именно заключается второй закон Ньютона, как с его помощью решать задачи. Какая-то одна часть этого ответа не исчерпывает всю истину целиком, а вот обе – да. Так что наша гимназия принципиально ничем не отличается от других школ. Единственное, что воспитательный компонент у нас строится на православии. Девиз нашей гимназии, сердцевина ее концепции: «От качества воспитания к качеству образования». Только на фундаменте духовно-нравственного воспитания и может существовать нормальный образовательный процесс.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Все опытные учителя говорят, что воспитание должно идти на каждом уроке. И неважно, какой это урок – история или физкультура… COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Идея неразрывности воспитания и образования зародилась еще в античной педагогике, прошла через средневековую педагогику и была сохранена советской школой, за что ей большое спасибо. Эта идея заметно пострадала в 90-е годы. Идея неразрывности ведь не просто в том, что при преподавании предмета учитель говорит: «Сейчас мы теоремку докажем, а потом я вас немножко повоспитываю». Сама среда, атмосфера в школе воспитывает, даже то, как я зашел в класс, как поздоровался, как справился со своим негативным настроением, как смог не раздражаться на ребенка, который с пятого раза не понял несчастную теорему Пифагора, и я ему объясняю ее вновь и вновь спокойным тоном. Вот что воспитывает. Как я сумел показать ребенку, что если регулярно выполнять домашние задания, то плоды труда обязательно выльются в хорошие оценки. Так что абсолютно все в педагоге: от выглаженных брюк до уважительной манеры общаться – формирует воспитательную атмосферу. Я бы даже сказал, что не воспитывать в школе невозможно. Даже если захочешь. Так что «обучай воспитывая и воспитывай обучая».

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Вам тяжело двойки ставить?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Очень. Каждая двойка и тройка – это ведь оценка мне самому. И дело не в тщеславии и профессиональной гордости, нет. Детей жалко. Про одного дореволюционного учителя рассказывали, что самым страшным наказанием для его учеников была его угроза поставить четверку или спросить в следующий раз. Дети его настолько любили и уважали, что на них это действовало сильнее, чем на многих современных учеников двойки. Вот настоящий учитель! Если бы мне удалось такого достичь. «Вот я вам всем четверки поставлю!» – высший пилотаж. Ну а если я ставлю двойки, значит, мой уровень еще не дотягивает до того старенького дореволюционного учителя.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Сейчас обсуждается необходимость принятия кодекса учителя, своеобразной клятвы Гиппократа для педагогов. Как вы относитесь к самой идее появления такого кодекса и что вы бы в нем написали?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Я непременно написал бы в нем, что образовательный процесс должен начинаться с личности педагога. Убежден, что личность педагога наряду с личностью родителя – ключевой фактор в образовании. И поскольку личность педагога не может не воспитывать, то, прежде всего, высокие духовно-нравственные качества педагога – это первое, что должно быть прописано в кодексе. Должны быть прописаны и технологии передачи собственного духовно-нравственного уровня детям. Это помогло бы и начинающим учителям, и тем, кто не задавался этим вопросом, уповая только на методики преподавания. И третье, в кодексе должно быть сказано, что деятельность педагога – это не столько работа, сколько служение. Не так много видов деятельности, которые можно назвать служением. И если педагог не служит, не относится жертвенно к своей работе, то ее смысл теряется. Учитель обязан культивировать в себе терпение, не злиться на ребенка. И еще. Нужны конкретные правила поведения учителя: как войти в класс, как разговаривать с детьми и так далее.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Вы чем взяли жюри? Какими «изюминками»?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Думаю, сказалась философская подготовка. Я не постеснялся делать философские обобщения. Из девяти этапов конкурса первые пять относились к повседневной деятельности учителя: открытый урок в незнакомом классе, дискуссия с коллегами и так далее. Последние четыре показывали широту и глубину учителя. Видимо, моя привычка любые явления рассматривать до самой предельной философской глубины и тот факт, что я не постеснялся высказываться в таком ключе, наверное, и стали моей «изюминкой». У айсберга есть вершина и есть подводная часть. Подводная часть не видна, но она является гарантией устойчивости вершины. На первых этапах мы явили свою вершинку, а на последних – то, что позволяет ей не утонуть и не разрушиться. Я не стеснялся употреблять научные, философские термины, поясняя их по ходу, и я видел в глазах жюри понимание.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Что вас и ваших коллег не устраивает сегодня в современной школе?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– В кулуарах мы с коллегами немножечко, секунд за 20, обсудили сериал «Школа» и пришли к одному выводу: сериал не про школу. Он про режиссера, которая понятия не имеет о том, чем живет школа и какие там сегодня проблемы. Однако все педагоги согласились с тем, что если по серьезному не вернуть в школу воспитательную компоненту, то в принципе школа может дойти до таких уродливых форм, как в этом сериале. То есть как некую опасность нам надо иметь это в виду. Как мореплавателю нужно знать, где его кораблю угрожают рифы. А что меня не устраивает? Я не так ставлю вопрос. Я воспринимаю свою работу как служение детям, школе, стране, и поэтому любую неприятность воспринимаю как возможность проявить это служение и жертвенность. Хороший врач говорит так: пациентов вредных не бывает.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Но все-таки что надо изменить, чтобы на эти рифы не наткнуться?COLOR: black<#two#>>

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>COLOR: black<#two#>>3<#two#>>– Главное – вернуть престиж и уважение к профессии учителя, которое было в стране в 40-е, 50-е, 60-е годы. Только повышением зарплаты учителям и хорошим финансированием школ мы престиж профессии не поднимем. Нужны и PR-мероприятия, очень тонкие и емкие, которые доносили бы до широкой общественности мысль, что это служение, это престижно и без этого страна не сможет жить более десяти лет. Чтобы общество поняло, что качественная система образования столь же необходима России, как ядерный щит. Ведь по поводу ядерного щита никаких возражений нет. Вот если бы у всех граждан России было такое же отношение к школе, то это бы и все остальное подтянуло в образование: и финансирование, и кадры, и отношение родителей.

MARGIN-BOTTOM: 0pt; TEXT-INDENT: 35.45pt; LINE-HEIGHT: 12pt<#two#>>3<#two#>>COLOR: black<#two#>>– Такие сообщающиеся сосуды: растет учитель и растет уважение к нему…COLOR: black<#two#>>

FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black<#two#> new=<#two#><#two#>>– Да, хорошие высокоморальные учителя с хорошей зарплатой. Но именно моральные качества учителей я ставлю на первое место. Педагоги должны начать с себя, с повышения своего духовно-нравственного и компетентностного уровня. И нужно чаще спрашивать себя, в чем смысл работы учителя. Говорят, педагог должен давать детям знания. Они обеспечат успех в будущей карьере, финансовую независимость. Но миссия педагога не должна ограничиваться передачей знаний, ибо это хоть и достойная, но не абсолютная цель. Педагог с греческого – «детоводитель». Ведущий должен знать, куда ведет. А идущий – куда идет. Чем лучше знаем дорогу, тем она безопасней, чем радостнее путь, тем легче он будет пройден. Учитель должен точно знать, куда он хочет привести детей, должен думать о том, каким будет их ум, какой станет их душа. Это преступление – воспитывать бездушные умы или безумные души. Лучше уж вообще никого ничему не учить. Чего же не хватает сегодня учителю? Чего он не имеет из того, что должен подарить детям? Знаний? Они в науках. Красоты? Она вокруг. Любви? Да, не хватает именно любви.


Читайте также