Сибкрай.ru

Факторы инновационного прорыва

- На недавно прошедшем съезде работников образования Сибири я участвовал в заседании совета ректоров и координационном совете по высшему образованию. В высказываниях участников съезда отмечалось, в частности, что вузовская система сегодня неоправданно разрослась. В погоне за объемами финансирования образовательные учреждения снижают требования к абитуриентам, теряют в качестве образования. Демографическая «яма» способна обострить эту проблему. В связи с этим, одна из важных задач, стоящих перед вузами, - совершенствование образовательных программ, ориентация их на востребованность компетенций, формируемых в вузах. Особенно важно существенно улучшить подготовку специалистов, способных работать в условиях применения эффективных технологий. На съезде также подчеркивалась необходимость развития в университетах научной деятельности, ориентированной на решение насущных научно-технических задач, развитие производств. Вузы должны добиваться увеличения потока средств не за счет расширения приема абитуриентов, а за счет научной деятельности, финансируемой предприятиями. Стратегия развития должна быть направлена на перестройку высшего образования, его интеграцию с наукой и бизнесом. Что касается системы начального и среднего профессионального образования, то здесь крайне необходимо объединение усилий бизнеса и образовательных учреждений на повышение привлекательности рабочих профессий и концентрацию ресурсов для подготовки специалистов с современными новыми знаниями. Мы должны формировать людей, обладающих серьезными фундаментальными знаниями, с навыками исследовательской деятельности, коммерциализации научных разработок. Кроме того, система профессионального образования должна готовить кадры, способные эффективно использовать уже имеющиеся технологии. Сегодня обновление материально-технической базы идет быстрыми темпами: появляются новые механизмы, станки, оборудование, поэтому нам важна инновационность в подготовке человека, успешно разбирающегося в этих технологиях. И нет необходимости, чтобы мы каждого человека ориентировали на его рост «от рабочего до ученого». Мы должны четко определить две сферы, в каждой из которых достигается свой карьерный рост. К первой сфере относятся люди, чей потенциал формируется и развивается в целях получения новых знаний, превращения их в полезный продукт и технологии, ко второй - люди, которые формируются как успешные специалисты, способные работать, используя предлагаемые технологии. Главным фактором экономического развития является человеческий капитал. Я бы даже сделал упор на его интеллектуальную, творческую составляющую. Как любой другой капитал, он может себя реализовать только при эффективном использовании. Если вы, например, не используете эффективно станки, оборудование, финансы, то пользы такой капитал не принесет – вас ожидает разорение, а не прибыль. То же самое происходит и с человеческим капиталом. Если у вас нет навыков и умения использования квалифицированных кадров, творческого потенциала людей, то он тоже работать не будет. По-моему, эта наша общая проблема – мы не умеем эффективно использовать в экономических целях современные знания и компетенции людей. Таким образом, при отсутствии в экономике спроса на результаты интеллектуальной деятельности, человеческий капитал тоже «портится», «растекается», «утекает» за границу. Факторы развития этого капитала понятны: это развитая научная деятельность и наличие той сферы бизнеса, в которой научные знания и квалификация людей могут быть востребованы и могут себя проявлять. Есть еще один момент, может быть, он кому-то покажется иррациональным, но для осуществления инновационного прорыва требуется воля, как государства, бизнеса, так и других участников процесса создания экономики, основанной на знании. И, если хотите, то нужен, своего рода, энтузиазм в преодолении сырьевой ориентации экономики. В условиях мировой рыночной экономики двигателем инноваций является бизнес. Да, создание и продвижение нового товара на рынок порой бывает очень рискованно, но в то же время способно приносить и большие прибыли. В этом смысле современный российский бизнес пока себя проявляет слабо: есть общая болезнь – стремление выжать из имеющихся фондов по максимуму, и получить прибыль без больших вложений. С другой стороны, наш бизнес отрезан от долгосрочных инвестиционных ресурсов, не развита в целом инфраструктура венчурного инвестирования. Если государство понимает, что будущее страны связано с экономикой знаний, то оно должно минимизировать риски бизнеса при его участии в исследовательских проектах и создании производств новых уникальных продуктов. И для этого уже немало делается, правда, больше в точечном режиме: поддержка особых внедренческих зон, технопарков, таких проектов, как Сколково. Может быть, в меньшей степени принимается решений общего характера, хотя здесь тоже есть определенная система льгот и преференций. То, что процессу внедрения инноваций не хватает системности – да. Существовавшая в 90-е годы модель инноваций, реализуемых при плановой экономике, в большей мере была утеряна. В 2000-е годы создание инновационных предприятий носило стихийный характер, использовался научно-технический задел приватизированных НИИ и конструкторских бюро. В настоящее время, по большому счету, этот процесс требует новых механизмов, согласованных действий и объединения усилий всех заинтересованных субъектов: науки, государства, крупного бизнеса и нарождающейся прослойки людей, которые способны обеспечить «мостик» между бизнесом и наукой. Образование является одним из главных факторов инновационного «разгона». Может быть, система образования не в полной мере подготовлена к этому процессу, однако она ни чем не хуже сообщества предпринимателей, и общего состояния государственной политики в целом. Без кадров, способных решать инновационные задачи, ничего не получится. Наоборот, как я понимаю, инновационный прорыв строится на использовании интеллектуального, творческого капитала. Конечно, этот капитал создается в рамках всей системы образования. Мы с огромным вниманием относимся и к высшему профессиональному образованию, и к общему образованию, потому что если мы окажемся не эффективными, не профессиональными на уровне средней школы, то «захромает» следующая ступень. Несомненно, в этой системе, как собственно и в других сферах, пока нет достаточного понимания как это должно делаться. Система образования сегодня недостаточно оснащена программами формирования современных компетенций. В этом проблема, но это не тормоз. Главным тормозом инноваций, на мой взгляд, является отсутствие спроса на сами инновации, который бы регулировался рынком и аккумулировал ресурсы. Кроме того, всякое развитие требует инвестиций. И если мы хотим действительно совершить инновационный прорыв, то инвестиции нужно делать быстро. При этом необходимо активно модернизировать действующие предприятия, перевооружая их на базе передовых распространенных технологий, и одновременно инвестировать в оснащение образовательных учреждений, в создание инфраструктуры поддержки процесса коммерциализации новых знаний.


- На недавно прошедшем съезде работников образования Сибири я участвовал в заседании совета ректоров и координационном совете по высшему образованию. В высказываниях участников съезда отмечалось, в частности, что вузовская система сегодня неоправданно разрослась. В погоне за объемами финансирования образовательные учреждения снижают требования к абитуриентам, теряют в качестве образования. Демографическая «яма» способна обострить эту проблему. В связи с этим, одна из важных задач, стоящих перед вузами, - совершенствование образовательных программ, ориентация их на востребованность компетенций, формируемых в вузах. Особенно важно существенно улучшить подготовку специалистов, способных работать в условиях применения эффективных технологий. На съезде также подчеркивалась необходимость развития в университетах научной деятельности, ориентированной на решение насущных научно-технических задач, развитие производств. Вузы должны добиваться увеличения потока средств не за счет расширения приема абитуриентов, а за счет научной деятельности, финансируемой предприятиями. Стратегия развития должна быть направлена на перестройку высшего образования, его интеграцию с наукой и бизнесом. Что касается системы начального и среднего профессионального образования, то здесь крайне необходимо объединение усилий бизнеса и образовательных учреждений на повышение привлекательности рабочих профессий и концентрацию ресурсов для подготовки специалистов с современными новыми знаниями. Мы должны формировать людей, обладающих серьезными фундаментальными знаниями, с навыками исследовательской деятельности, коммерциализации научных разработок. Кроме того, система профессионального образования должна готовить кадры, способные эффективно использовать уже имеющиеся технологии. Сегодня обновление материально-технической базы идет быстрыми темпами: появляются новые механизмы, станки, оборудование, поэтому нам важна инновационность в подготовке человека, успешно разбирающегося в этих технологиях. И нет необходимости, чтобы мы каждого человека ориентировали на его рост «от рабочего до ученого». Мы должны четко определить две сферы, в каждой из которых достигается свой карьерный рост. К первой сфере относятся люди, чей потенциал формируется и развивается в целях получения новых знаний, превращения их в полезный продукт и технологии, ко второй - люди, которые формируются как успешные специалисты, способные работать, используя предлагаемые технологии. Главным фактором экономического развития является человеческий капитал. Я бы даже сделал упор на его интеллектуальную, творческую составляющую. Как любой другой капитал, он может себя реализовать только при эффективном использовании. Если вы, например, не используете эффективно станки, оборудование, финансы, то пользы такой капитал не принесет – вас ожидает разорение, а не прибыль. То же самое происходит и с человеческим капиталом. Если у вас нет навыков и умения использования квалифицированных кадров, творческого потенциала людей, то он тоже работать не будет. По-моему, эта наша общая проблема – мы не умеем эффективно использовать в экономических целях современные знания и компетенции людей. Таким образом, при отсутствии в экономике спроса на результаты интеллектуальной деятельности, человеческий капитал тоже «портится», «растекается», «утекает» за границу. Факторы развития этого капитала понятны: это развитая научная деятельность и наличие той сферы бизнеса, в которой научные знания и квалификация людей могут быть востребованы и могут себя проявлять. Есть еще один момент, может быть, он кому-то покажется иррациональным, но для осуществления инновационного прорыва требуется воля, как государства, бизнеса, так и других участников процесса создания экономики, основанной на знании. И, если хотите, то нужен, своего рода, энтузиазм в преодолении сырьевой ориентации экономики. В условиях мировой рыночной экономики двигателем инноваций является бизнес. Да, создание и продвижение нового товара на рынок порой бывает очень рискованно, но в то же время способно приносить и большие прибыли. В этом смысле современный российский бизнес пока себя проявляет слабо: есть общая болезнь – стремление выжать из имеющихся фондов по максимуму, и получить прибыль без больших вложений. С другой стороны, наш бизнес отрезан от долгосрочных инвестиционных ресурсов, не развита в целом инфраструктура венчурного инвестирования. Если государство понимает, что будущее страны связано с экономикой знаний, то оно должно минимизировать риски бизнеса при его участии в исследовательских проектах и создании производств новых уникальных продуктов. И для этого уже немало делается, правда, больше в точечном режиме: поддержка особых внедренческих зон, технопарков, таких проектов, как Сколково. Может быть, в меньшей степени принимается решений общего характера, хотя здесь тоже есть определенная система льгот и преференций. То, что процессу внедрения инноваций не хватает системности – да. Существовавшая в 90-е годы модель инноваций, реализуемых при плановой экономике, в большей мере была утеряна. В 2000-е годы создание инновационных предприятий носило стихийный характер, использовался научно-технический задел приватизированных НИИ и конструкторских бюро. В настоящее время, по большому счету, этот процесс требует новых механизмов, согласованных действий и объединения усилий всех заинтересованных субъектов: науки, государства, крупного бизнеса и нарождающейся прослойки людей, которые способны обеспечить «мостик» между бизнесом и наукой. Образование является одним из главных факторов инновационного «разгона». Может быть, система образования не в полной мере подготовлена к этому процессу, однако она ни чем не хуже сообщества предпринимателей, и общего состояния государственной политики в целом. Без кадров, способных решать инновационные задачи, ничего не получится. Наоборот, как я понимаю, инновационный прорыв строится на использовании интеллектуального, творческого капитала. Конечно, этот капитал создается в рамках всей системы образования. Мы с огромным вниманием относимся и к высшему профессиональному образованию, и к общему образованию, потому что если мы окажемся не эффективными, не профессиональными на уровне средней школы, то «захромает» следующая ступень. Несомненно, в этой системе, как собственно и в других сферах, пока нет достаточного понимания как это должно делаться. Система образования сегодня недостаточно оснащена программами формирования современных компетенций. В этом проблема, но это не тормоз. Главным тормозом инноваций, на мой взгляд, является отсутствие спроса на сами инновации, который бы регулировался рынком и аккумулировал ресурсы. Кроме того, всякое развитие требует инвестиций. И если мы хотим действительно совершить инновационный прорыв, то инвестиции нужно делать быстро. При этом необходимо активно модернизировать действующие предприятия, перевооружая их на базе передовых распространенных технологий, и одновременно инвестировать в оснащение образовательных учреждений, в создание инфраструктуры поддержки процесса коммерциализации новых знаний.


Читайте также