Сибкрай.ru

В 70% новосибирских школ выявлены нарушения

- Такие полномочия в течение 2010 года осуществляет управление лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования, находящееся в структуре министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. В рамках этого контроля каждая школа один раз в два года должна выдержать какую-либо форму контроля или надзора за исполнением законодательства в сфере образования. На сегодняшний день эта система контроля начала работать в довольно жестких рамках по отношению к образовательным учреждениям. И это, наверное, правильно, потому что качество нашего образования в последние годы снизилось, сегодняшний день требует его повышения и соответствия образовательным стандартам. Стоит отметить, что стандарты нового поколения широко обсуждались, и сейчас ряд учреждений нашей области в экспериментальном порядке их отрабатывает. В течение 2010 года практически каждая вторая школа у нас выдержала ту или иную проверку, и нужно сказать, что практически в 70% образовательных учреждений, где эти проверки прошли, мы выявили недостатки и нарушения. Когда выявляется какое-либо нарушение в ОУ, то, естественно, мы составляем акт, пишем предписание и направляем его в образовательное учреждение с тем, чтобы это нарушение было устранено. На устранение каких-то серьезных нарушений, которые требуют внесения изменения в Устав, локальные акты, отводится максимальный срок - 6 месяцев. Если выявлены нарушения, которые могут и должны быть устранены незамедлительно, то для них предусмотрены другие сроки. В случае неисполнения предписания в установленные сроки мы составляем административный протокол и направляем его в суд, чтобы руководитель данного образовательного учреждения был наказан. К сожалению, нам уже приходится применять такую практику. Однако в большинстве случаев при получении предписания руководители ОУ стараются незамедлительно всё исправить. Стоит отметить, что если предписание по результатам надзора за исполнением законодательства не исполнено, то помимо составления административного протокола в отношении директора ОУ также может быть приостановлено действие лицензии. Если же и после этого нарушения не устранены, то в таком случае мы передаем документы для рассмотрения в суде, по решению которого образовательное учреждение может быть лишено лицензии полностью. В минувшем году у нас были обращения и жалобы от родителей на недостаточное, по их мнению, качество образования. По этим заявлениям мы уже разбираемся. Конечно, родители могут обращаться к нам, но я бы рекомендовала в первую очередь обращаться с подобными заявлениями к директору. В образовательном учреждении в обязательном порядке должна действовать внутренняя система оценки и контроля за качеством тех услуг, которые это образовательное учреждение предоставляет, и директор учреждения полностью несет за это ответственность. Следует отметить, что по результатам контроля качества образования, если выявленные нарушения не устраняются ОУ в указанный в предписании срок, может быть приостановлено действие свидетельства о государственной аккредитации ОУ полностью или по отдельным образовательным программам. Такие же меры применяются к ОУ по результатам государственной аккредитации, в случае если в ходе аккредитационной экспертизы выявлено несоответствие подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. Хотелось бы подробнее остановиться на тех факторах, которые явно влияют на качество образования, на успеваемость наших обучающихся. Один из таких факторов - квалификация учителя, то есть, его профессиональный уровень. Существует такая закономерность: чем выше квалификация учителя, тем выше результаты детей, которых он обучает. Кроме того, качество образования зависит от стажа учителя. При педагогическом стаже от 0 до 25 лет результаты качества подготовки детей планомерно растут, становятся выше. Когда стаж достигает 25 лет, эти результаты стабилизируются. И дальше уже действует другая закономерность – стаж растет, а результаты начинают понемногу падать. Исключение составляют учителя, которые работают в гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением предметов, а также в других ОУ, использующих передовые технологии. Учителя, которые независимо от возраста стремятся повышать свой профессиональный уровень - ходят на курсы, занимаются самообразованием - держат на хорошем уровне качество подготовки своих выпускников. Этому также способствует внедрение внутренней системы контроля ОУ. Помимо этого прослеживается еще одна зависимость – от нагрузки учителя. То есть, если учитель имеет нагрузку свыше 30 часов, то качество подготовки, хоть и незначительно, но снижается. Когда мы проводили проверки по надзору за выполнением законодательства, то обращали внимание на организацию итоговой аттестации выпускников, право выпускников на обучение по индивидуальным учебным планам – в основном, это касается статусных школ. Смотрели, как соблюдаются права детей на прием в образовательное учреждение: в 1-е классы, на третью ступень в 10-11-е классы, на перевод ребенка. К сожалению, были выявлены нарушения и по приему, и переводу детей, и по определению формы образования. Сейчас появилась такая новая форма, как семейное образование. Некоторые руководители у нас считают, что ребёнок должен обучаться только в образовательном учреждении. Между тем родители могут самостоятельно решить: либо ребенок полностью обучается в образовательном учреждении, либо он занимается дома. Каким образом? Это уже выбор и обязанность родителей. Либо они приглашают репетиторов, либо обучают сами, если, к примеру, мама сама является учителем начальных классов. Но в любом случае должен осуществляться контроль за качеством получаемого образования. Для этих целей составляется договор между родителями и образовательным учреждением, (не обязательно с тем, в котором учился ребенок) оно и будет осуществлять промежуточный и итоговой контроль. Кстати, по контролю качества образования в ОУ также выявлены нарушения: не соответствие требованиям подготовки качества обучающихся начальной ступени по русскому языку и математике. В ряде сельских школ подготовка по этим предметам не дотягивает до нормы. Стоит отметить, что в проверенных школах г. Новосибирска такого нет. По качеству подготовки по химии тоже есть проблемы, пока не могу привести конкретные примеры, потому что проверки еще идут. Мы берем одну тему – качество подготовки по химии и биологии - и смотрим сразу несколько районов и ряд школ. И уже после этого делаем окончательные выводы. Сейчас могу сказать, что в ходе проверки некоторые проблемы уже выявлены. Перед аккредитацией проводится мониторинг качества подготовки обучающихся по отдельным предметам. К счастью, у нас нет такого, как в Москве, где обучающиеся учебного заведения не справились сразу с 4 образовательными предметами. Вместе с тем одно образовательное учреждение, вечерняя школа, показала низкие результаты, в связи с этим была аккредитована только по основной ступени, то есть, сейчас она не имеет права выдавать аттестат о среднем образовании, а только о получении основного общего образования. В средних дневных школах у нас такой ситуации не допущено, но в то же время прослеживается недостаточно высокое качество знаний по физике. Критической ситуации нет, но хотелось бы, чтобы качество подготовки по физике в наших школах было бы лучше. В то же время неплохие знания показывают наши обучающиеся по истории, как в сельских, так и в городских школах. По всем нашим исследованиям, анализу, наивысшие результаты демонстрируют обучающиеся лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением предметов.


- Такие полномочия в течение 2010 года осуществляет управление лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования, находящееся в структуре министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. В рамках этого контроля каждая школа один раз в два года должна выдержать какую-либо форму контроля или надзора за исполнением законодательства в сфере образования. На сегодняшний день эта система контроля начала работать в довольно жестких рамках по отношению к образовательным учреждениям. И это, наверное, правильно, потому что качество нашего образования в последние годы снизилось, сегодняшний день требует его повышения и соответствия образовательным стандартам. Стоит отметить, что стандарты нового поколения широко обсуждались, и сейчас ряд учреждений нашей области в экспериментальном порядке их отрабатывает. В течение 2010 года практически каждая вторая школа у нас выдержала ту или иную проверку, и нужно сказать, что практически в 70% образовательных учреждений, где эти проверки прошли, мы выявили недостатки и нарушения. Когда выявляется какое-либо нарушение в ОУ, то, естественно, мы составляем акт, пишем предписание и направляем его в образовательное учреждение с тем, чтобы это нарушение было устранено. На устранение каких-то серьезных нарушений, которые требуют внесения изменения в Устав, локальные акты, отводится максимальный срок - 6 месяцев. Если выявлены нарушения, которые могут и должны быть устранены незамедлительно, то для них предусмотрены другие сроки. В случае неисполнения предписания в установленные сроки мы составляем административный протокол и направляем его в суд, чтобы руководитель данного образовательного учреждения был наказан. К сожалению, нам уже приходится применять такую практику. Однако в большинстве случаев при получении предписания руководители ОУ стараются незамедлительно всё исправить. Стоит отметить, что если предписание по результатам надзора за исполнением законодательства не исполнено, то помимо составления административного протокола в отношении директора ОУ также может быть приостановлено действие лицензии. Если же и после этого нарушения не устранены, то в таком случае мы передаем документы для рассмотрения в суде, по решению которого образовательное учреждение может быть лишено лицензии полностью. В минувшем году у нас были обращения и жалобы от родителей на недостаточное, по их мнению, качество образования. По этим заявлениям мы уже разбираемся. Конечно, родители могут обращаться к нам, но я бы рекомендовала в первую очередь обращаться с подобными заявлениями к директору. В образовательном учреждении в обязательном порядке должна действовать внутренняя система оценки и контроля за качеством тех услуг, которые это образовательное учреждение предоставляет, и директор учреждения полностью несет за это ответственность. Следует отметить, что по результатам контроля качества образования, если выявленные нарушения не устраняются ОУ в указанный в предписании срок, может быть приостановлено действие свидетельства о государственной аккредитации ОУ полностью или по отдельным образовательным программам. Такие же меры применяются к ОУ по результатам государственной аккредитации, в случае если в ходе аккредитационной экспертизы выявлено несоответствие подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. Хотелось бы подробнее остановиться на тех факторах, которые явно влияют на качество образования, на успеваемость наших обучающихся. Один из таких факторов - квалификация учителя, то есть, его профессиональный уровень. Существует такая закономерность: чем выше квалификация учителя, тем выше результаты детей, которых он обучает. Кроме того, качество образования зависит от стажа учителя. При педагогическом стаже от 0 до 25 лет результаты качества подготовки детей планомерно растут, становятся выше. Когда стаж достигает 25 лет, эти результаты стабилизируются. И дальше уже действует другая закономерность – стаж растет, а результаты начинают понемногу падать. Исключение составляют учителя, которые работают в гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением предметов, а также в других ОУ, использующих передовые технологии. Учителя, которые независимо от возраста стремятся повышать свой профессиональный уровень - ходят на курсы, занимаются самообразованием - держат на хорошем уровне качество подготовки своих выпускников. Этому также способствует внедрение внутренней системы контроля ОУ. Помимо этого прослеживается еще одна зависимость – от нагрузки учителя. То есть, если учитель имеет нагрузку свыше 30 часов, то качество подготовки, хоть и незначительно, но снижается. Когда мы проводили проверки по надзору за выполнением законодательства, то обращали внимание на организацию итоговой аттестации выпускников, право выпускников на обучение по индивидуальным учебным планам – в основном, это касается статусных школ. Смотрели, как соблюдаются права детей на прием в образовательное учреждение: в 1-е классы, на третью ступень в 10-11-е классы, на перевод ребенка. К сожалению, были выявлены нарушения и по приему, и переводу детей, и по определению формы образования. Сейчас появилась такая новая форма, как семейное образование. Некоторые руководители у нас считают, что ребёнок должен обучаться только в образовательном учреждении. Между тем родители могут самостоятельно решить: либо ребенок полностью обучается в образовательном учреждении, либо он занимается дома. Каким образом? Это уже выбор и обязанность родителей. Либо они приглашают репетиторов, либо обучают сами, если, к примеру, мама сама является учителем начальных классов. Но в любом случае должен осуществляться контроль за качеством получаемого образования. Для этих целей составляется договор между родителями и образовательным учреждением, (не обязательно с тем, в котором учился ребенок) оно и будет осуществлять промежуточный и итоговой контроль. Кстати, по контролю качества образования в ОУ также выявлены нарушения: не соответствие требованиям подготовки качества обучающихся начальной ступени по русскому языку и математике. В ряде сельских школ подготовка по этим предметам не дотягивает до нормы. Стоит отметить, что в проверенных школах г. Новосибирска такого нет. По качеству подготовки по химии тоже есть проблемы, пока не могу привести конкретные примеры, потому что проверки еще идут. Мы берем одну тему – качество подготовки по химии и биологии - и смотрим сразу несколько районов и ряд школ. И уже после этого делаем окончательные выводы. Сейчас могу сказать, что в ходе проверки некоторые проблемы уже выявлены. Перед аккредитацией проводится мониторинг качества подготовки обучающихся по отдельным предметам. К счастью, у нас нет такого, как в Москве, где обучающиеся учебного заведения не справились сразу с 4 образовательными предметами. Вместе с тем одно образовательное учреждение, вечерняя школа, показала низкие результаты, в связи с этим была аккредитована только по основной ступени, то есть, сейчас она не имеет права выдавать аттестат о среднем образовании, а только о получении основного общего образования. В средних дневных школах у нас такой ситуации не допущено, но в то же время прослеживается недостаточно высокое качество знаний по физике. Критической ситуации нет, но хотелось бы, чтобы качество подготовки по физике в наших школах было бы лучше. В то же время неплохие знания показывают наши обучающиеся по истории, как в сельских, так и в городских школах. По всем нашим исследованиям, анализу, наивысшие результаты демонстрируют обучающиеся лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением предметов.


Читайте также