Сибкрай.ru

Победительница конкурса «Учитель года-2012» пришла в школу из большой науки

Победительница конкурса «Учитель года-2012» пришла в школу из большой науки

Урок в незнакомом классе и родительское собрание, проведение методического семинара и участие в дискуссии – большинство конкурсных заданий были вполне привычны и традиционны. Но время предъявляет к учителям новые требования и ставит перед ними новые задачи. Не откликнуться на эти вызовы организаторы конкурса просто не могли. Так, например, впервые в этом году в программу состязаний на заочном этапе включен смотр профессиональных учительских блогов и сайтов. Пока что этот этап был пробным, факультативным, но в следующий раз он уже может войти в обязательную программу. Так что у будущих участников пока еще есть год на подготовку.

«Меняющаяся школа в меняющемся мире» - под таким неофициальным девизом проходит в последние несколько лет конкурс «Учитель года», и этот раз не стал исключением. О необходимости перемен в системе образования и внедрении инновационных подходов в педагогике говорили и со сцены в торжественной обстановке открытия-закрытия, и в официальных дискуссиях на профессиональные темы, и в кулуарах конкурса. Какой должна быть новая школа и каким должен быть современный учитель – сегодня этот вопрос, судя по всему, волнует всех, от губернатора области до студента педуниверситета.

Легче или сложнее приходится в наши дни школьному педагогу, чем двадцать лет назад, когда конкурс только начинался? В чем-то, пожалуй, легче. Интернет открывает широчайшие возможности для самообразования и профессионального роста, для обмена опытом с коллегами и поиска единомышленников. Современные образовательные технологии и новое оборудование позволяют сделать уроки интереснее, насыщеннее, доходчивее. Нынешняя свобода творчества и самовыражения учителям прежних лет даже не снилась.

Но в этом и заключается сложность. Потому что новыми инструментами надо еще овладеть. Потому что новыми возможностями надо уметь пользоваться. Потому что креативность и новаторство для современного педагога – не только право, но и обязанность. Иначе он рискует безнадежно отстать от жизни и оказаться в арьергарде профессии.

- Конкурс «Учитель года» проводится 19 лет и стал уже традиционным, но время идет, жизнь меняется и раз за разом ставит новые проблемы. И каждый год участники конкурса пытаются их осмыслить и решить, и каждый раз заново пытаются выразить свое понимание задач профессионального развития и миссии учителя. Это понимание у каждого индивидуально и уникально, в нем проявляется и отражается личность педагога. Поэтому мы не можем поставить перед учительским сообществом некую единую, глобальную, одинаковую для всех задачу. В противном случае мы просто исключаем для людей право на творческое профессиональное самовыражение, - считает заместитель министра образования, науки и инновационной политики области, председатель жюри конкурса Дмитрий Метелкин.

Насколько действительно индивидуальны и своеобразны педагогические подходы конкурсантов, свидетельствовали уроки и методические семинары, которые они проводили.

- Наши участники использовали очень интересные и неожиданные приемы и выступали в роли методистов. Даже у тех, кто имеет совсем небольшой стаж, получились очень глубокие семинары. Мы увидели, как наши педагоги работают на родительских собраниях, как они владеют терминологией, как используют элементы психологии, как умеют разговаривать с людьми. И что самое ценное – как они помогают друг другу. Если кто-то на том же родительском собрании не мог как следует раскрыть тему, другой участник в роли родителя ему начинал подкидывать наводящие вопросы. Так возникало некое конкурсное братство: вместо жесткой конкуренции и соперничества – поддержка и взаимопомощь коллег. А это самое важное в любом деле, - говорит Александр Буханистов, член жюри, учитель биологии 1-й Маслянинской школы, победитель областного этапа и лауреат всероссийского финала 2001 года.

В этом году участников конкурса было меньше, чем обычно, зато состав оказался более молодежный: большинство учителей имеет стаж около 10 лет – пожалуй, самый оптимальный, когда и опыт в достаточной степени уже наработан, и есть уверенность в своих силах, и желание творить, и интерес ко всему новому не пропал, и до эмоционального выгорания еще далеко. И то, что конкурс заметно «помолодел», по свидетельству организаторов, - очень хороший знак. Ведь именно молодые кадры несут обновление в систему образования.

Благодаря информационным технологиям, сегодня уже практически неважно, где живет и работает педагог – в мегаполисе или в сельской глубинке, любой человек имеет доступ к любому ресурсу, было бы желание. Поэтому в наше время уровень профессионализма и широту кругозора определяет не удаленность от областного центра, а исключительно личная мотивация к самообразованию и умение пользоваться компьютером. Яркий пример – участник конкурса из Болотнинского района. Молодой парень, 21 год, учитель биологии, студент 4-го курса педуниверситета, он не прошел в финал. Но представленный им на конкурс сайт оказался одним из лучших – его охотно посещают и ученики, и родители, и учителя, причем не только Новосибирской области, но и других регионов.

- Мне радостно видеть, что общество, государство в последнее время изменили отношение к профессии педагога. У нас появилось много новых возможностей: любой преподаватель может принять участие в национальном проекте, получить поддержку, выиграть грант, защитить свой собственный проект. Все это обеспечивает личностный и профессиональный рост учителя, его желание постоянно узнавать что-то новое, расти и развиваться, - продолжает Александр Буханистов.

Но какое бы распространение ни получили новые образовательные технологии и инновационные учебные методики, главным инструментом педагогического воздействия и воспитания остается личность учителя.

- Вообще, процесс формирования человека — это в большой степени результат межличностного взаимодействия. От одной личности к другой транслируются знания, опыт, жизненные ценности. И как бы далеко ни зашел научно-технический прогресс, никогда мы не сможем создать систему образования, в которой бы главная роль не принадлежала личности педагога, - уверен глава областного Минобразнауки Владимир Никонов.


Вот и победительница конкурса «Учитель года-2012» тоже считает, что технологиями, методиками и приемами проблема качественного образования не решается. Что все это только формы, средства, а содержание образовательного процесса в другом.

- Я думаю, что работа учителя не заключается в каких-то приемах. Одним приемом не научишь никого. Дети смогут научиться только тогда, когда им самим этого хочется, и только тому, что им самим нравится. К счастью, ребенок любознателен от природы. В этом легкость нашей профессии: дети так устроены – они по природе своей хотят учиться. И мудрость взрослого в том, чтобы определить, что на самом деле ребенку интересно, где горит его глаз, что он полюбит, в чем он будет преуспевать. И уже на этом строить дальнейшее обучение. Чтобы ребенок захотел учиться твоему предмету, он должен понять, как чувствует, как любит этот предмет учитель. И если он заразится твоей любовью, только тогда пойдет обучение, иначе это будет просто зубрежка на оценку, - считает Людмила Некрасова, учитель биологии 130-го лицея им. академика Лаврентьева.

На вопрос, какие качества помогли Некрасовой стать победительницей конкурса, ее коллеги отвечали – ум, обаяние, тактичность, педагогическая одаренность. В 130-й лицей она пришла в 2003 году. Пришла, по ее собственному признанию, совершенно случайно: окончила биофак НГУ, поступила в аспирантуру, несколько лет работала в НИИ и параллельно устроилась совместителем в школу.

- Я пришла в школу случайно, но неслучайно осталась. Потому что почувствовала, что это мое. И класс, куда я попала, дал мне понять, что у меня это получается. Большое им за это спасибо. Они позволили мне совершать ошибки и учиться на этих ошибках. Они проявили ко мне снисходительность, и я не забуду их никогда. Да, я пришла сюда случайно, но это поглотило меня так, как поглощает человека, когда он находит свое место в жизни, -признается победительница.

Людмила Некрасова не жалеет о своей научной карьере, тем более что и на педагогическом поприще она продолжает служить своей любимой биологии. В 2010 году Людмила Андреевна выпустила свой первый естественнонаучный класс: 14 человек поступили в вузы по специальности, двое стали студентами биологического факультета МГУ им. Ломоносова.

К своей победе на областном этапе и будущему участию во всероссийском финале «Учителя года» Некрасова относится сдержанно:

- Если кто-то уже на входе, получая бейджик участника, ставит себе целью и рассчитывает исключительно на лауреатство, такой человек заранее обречен на провал. Это самая невыгодная, неграмотная и профессионально непригодная позиция. Результат конкурса – это всего лишь результат конкурса, не больше. А вот чистая совесть и удовлетворение от своей работы – это как раз те ценности, к которым мы должны стремиться.

Получив награды и выслушав в свой адрес множество приятных слов, 23 лучших учителя Новосибирской области 2012 года разъехались по своим рабочим местам – кто в престижную городскую гимназию, кто в сельскую школу. И увезли с собой, надо думать, не только грамоты и призы, но и новые знания и новый опыт. Потому что – да, конечно, призванию научить нельзя, но вот новым технологиям, инновационным методикам и современным педагогическим подходам учиться можно и нужно.

Собственно, ведь что такое конкурс «Учитель года», как не школа для педагогов? Школа со всеми присущими ей атрибутами – уроками, экзаменами и оценками. Как сказала на закрытии Людмила Некрасова: «Мне кажется, этот конкурс существует для того, чтобы те, кто в обычной жизни оценивает и учит, сами оказались в положении тех, кого учат и оценивают».

Урок в незнакомом классе и родительское собрание, проведение методического семинара и участие в дискуссии – большинство конкурсных заданий были вполне привычны и традиционны. Но время предъявляет к учителям новые требования и ставит перед ними новые задачи. Не откликнуться на эти вызовы организаторы конкурса просто не могли. Так, например, впервые в этом году в программу состязаний на заочном этапе включен смотр профессиональных учительских блогов и сайтов. Пока что этот этап был пробным, факультативным, но в следующий раз он уже может войти в обязательную программу. Так что у будущих участников пока еще есть год на подготовку.

«Меняющаяся школа в меняющемся мире» - под таким неофициальным девизом проходит в последние несколько лет конкурс «Учитель года», и этот раз не стал исключением. О необходимости перемен в системе образования и внедрении инновационных подходов в педагогике говорили и со сцены в торжественной обстановке открытия-закрытия, и в официальных дискуссиях на профессиональные темы, и в кулуарах конкурса. Какой должна быть новая школа и каким должен быть современный учитель – сегодня этот вопрос, судя по всему, волнует всех, от губернатора области до студента педуниверситета.

Легче или сложнее приходится в наши дни школьному педагогу, чем двадцать лет назад, когда конкурс только начинался? В чем-то, пожалуй, легче. Интернет открывает широчайшие возможности для самообразования и профессионального роста, для обмена опытом с коллегами и поиска единомышленников. Современные образовательные технологии и новое оборудование позволяют сделать уроки интереснее, насыщеннее, доходчивее. Нынешняя свобода творчества и самовыражения учителям прежних лет даже не снилась.

Но в этом и заключается сложность. Потому что новыми инструментами надо еще овладеть. Потому что новыми возможностями надо уметь пользоваться. Потому что креативность и новаторство для современного педагога – не только право, но и обязанность. Иначе он рискует безнадежно отстать от жизни и оказаться в арьергарде профессии.

- Конкурс «Учитель года» проводится 19 лет и стал уже традиционным, но время идет, жизнь меняется и раз за разом ставит новые проблемы. И каждый год участники конкурса пытаются их осмыслить и решить, и каждый раз заново пытаются выразить свое понимание задач профессионального развития и миссии учителя. Это понимание у каждого индивидуально и уникально, в нем проявляется и отражается личность педагога. Поэтому мы не можем поставить перед учительским сообществом некую единую, глобальную, одинаковую для всех задачу. В противном случае мы просто исключаем для людей право на творческое профессиональное самовыражение, - считает заместитель министра образования, науки и инновационной политики области, председатель жюри конкурса Дмитрий Метелкин.

Насколько действительно индивидуальны и своеобразны педагогические подходы конкурсантов, свидетельствовали уроки и методические семинары, которые они проводили.

- Наши участники использовали очень интересные и неожиданные приемы и выступали в роли методистов. Даже у тех, кто имеет совсем небольшой стаж, получились очень глубокие семинары. Мы увидели, как наши педагоги работают на родительских собраниях, как они владеют терминологией, как используют элементы психологии, как умеют разговаривать с людьми. И что самое ценное – как они помогают друг другу. Если кто-то на том же родительском собрании не мог как следует раскрыть тему, другой участник в роли родителя ему начинал подкидывать наводящие вопросы. Так возникало некое конкурсное братство: вместо жесткой конкуренции и соперничества – поддержка и взаимопомощь коллег. А это самое важное в любом деле, - говорит Александр Буханистов, член жюри, учитель биологии 1-й Маслянинской школы, победитель областного этапа и лауреат всероссийского финала 2001 года.

В этом году участников конкурса было меньше, чем обычно, зато состав оказался более молодежный: большинство учителей имеет стаж около 10 лет – пожалуй, самый оптимальный, когда и опыт в достаточной степени уже наработан, и есть уверенность в своих силах, и желание творить, и интерес ко всему новому не пропал, и до эмоционального выгорания еще далеко. И то, что конкурс заметно «помолодел», по свидетельству организаторов, - очень хороший знак. Ведь именно молодые кадры несут обновление в систему образования.

Благодаря информационным технологиям, сегодня уже практически неважно, где живет и работает педагог – в мегаполисе или в сельской глубинке, любой человек имеет доступ к любому ресурсу, было бы желание. Поэтому в наше время уровень профессионализма и широту кругозора определяет не удаленность от областного центра, а исключительно личная мотивация к самообразованию и умение пользоваться компьютером. Яркий пример – участник конкурса из Болотнинского района. Молодой парень, 21 год, учитель биологии, студент 4-го курса педуниверситета, он не прошел в финал. Но представленный им на конкурс сайт оказался одним из лучших – его охотно посещают и ученики, и родители, и учителя, причем не только Новосибирской области, но и других регионов.

- Мне радостно видеть, что общество, государство в последнее время изменили отношение к профессии педагога. У нас появилось много новых возможностей: любой преподаватель может принять участие в национальном проекте, получить поддержку, выиграть грант, защитить свой собственный проект. Все это обеспечивает личностный и профессиональный рост учителя, его желание постоянно узнавать что-то новое, расти и развиваться, - продолжает Александр Буханистов.

Но какое бы распространение ни получили новые образовательные технологии и инновационные учебные методики, главным инструментом педагогического воздействия и воспитания остается личность учителя.

- Вообще, процесс формирования человека — это в большой степени результат межличностного взаимодействия. От одной личности к другой транслируются знания, опыт, жизненные ценности. И как бы далеко ни зашел научно-технический прогресс, никогда мы не сможем создать систему образования, в которой бы главная роль не принадлежала личности педагога, - уверен глава областного Минобразнауки Владимир Никонов.

Вот и победительница конкурса «Учитель года-2012» тоже считает, что технологиями, методиками и приемами проблема качественного образования не решается. Что все это только формы, средства, а содержание образовательного процесса в другом.

- Я думаю, что работа учителя не заключается в каких-то приемах. Одним приемом не научишь никого. Дети смогут научиться только тогда, когда им самим этого хочется, и только тому, что им самим нравится. К счастью, ребенок любознателен от природы. В этом легкость нашей профессии: дети так устроены – они по природе своей хотят учиться. И мудрость взрослого в том, чтобы определить, что на самом деле ребенку интересно, где горит его глаз, что он полюбит, в чем он будет преуспевать. И уже на этом строить дальнейшее обучение. Чтобы ребенок захотел учиться твоему предмету, он должен понять, как чувствует, как любит этот предмет учитель. И если он заразится твоей любовью, только тогда пойдет обучение, иначе это будет просто зубрежка на оценку, - считает Людмила Некрасова, учитель биологии 130-го лицея им. академика Лаврентьева.

На вопрос, какие качества помогли Некрасовой стать победительницей конкурса, ее коллеги отвечали – ум, обаяние, тактичность, педагогическая одаренность. В 130-й лицей она пришла в 2003 году. Пришла, по ее собственному признанию, совершенно случайно: окончила биофак НГУ, поступила в аспирантуру, несколько лет работала в НИИ и параллельно устроилась совместителем в школу.

- Я пришла в школу случайно, но неслучайно осталась. Потому что почувствовала, что это мое. И класс, куда я попала, дал мне понять, что у меня это получается. Большое им за это спасибо. Они позволили мне совершать ошибки и учиться на этих ошибках. Они проявили ко мне снисходительность, и я не забуду их никогда. Да, я пришла сюда случайно, но это поглотило меня так, как поглощает человека, когда он находит свое место в жизни, -признается победительница.

Людмила Некрасова не жалеет о своей научной карьере, тем более что и на педагогическом поприще она продолжает служить своей любимой биологии. В 2010 году Людмила Андреевна выпустила свой первый естественнонаучный класс: 14 человек поступили в вузы по специальности, двое стали студентами биологического факультета МГУ им. Ломоносова.

К своей победе на областном этапе и будущему участию во всероссийском финале «Учителя года» Некрасова относится сдержанно:

- Если кто-то уже на входе, получая бейджик участника, ставит себе целью и рассчитывает исключительно на лауреатство, такой человек заранее обречен на провал. Это самая невыгодная, неграмотная и профессионально непригодная позиция. Результат конкурса – это всего лишь результат конкурса, не больше. А вот чистая совесть и удовлетворение от своей работы – это как раз те ценности, к которым мы должны стремиться.

Получив награды и выслушав в свой адрес множество приятных слов, 23 лучших учителя Новосибирской области 2012 года разъехались по своим рабочим местам – кто в престижную городскую гимназию, кто в сельскую школу. И увезли с собой, надо думать, не только грамоты и призы, но и новые знания и новый опыт. Потому что – да, конечно, призванию научить нельзя, но вот новым технологиям, инновационным методикам и современным педагогическим подходам учиться можно и нужно.

Собственно, ведь что такое конкурс «Учитель года», как не школа для педагогов? Школа со всеми присущими ей атрибутами – уроками, экзаменами и оценками. Как сказала на закрытии Людмила Некрасова: «Мне кажется, этот конкурс существует для того, чтобы те, кто в обычной жизни оценивает и учит, сами оказались в положении тех, кого учат и оценивают».



Читайте также