Сибкрай.ru

Для новосибирских школьников разработали методику игрового биоуправления

Свое решение проблемы предлагают школам ученые НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН. Суть в том, чтобы ребенок сам научился контролировать свое состояние, управлять эмоциями, концентрироваться и расслабляться. Методика называется «Игровое биоуправление в адаптации младших школьников».
Что такое биоуправление? Если коротко, то это компьютерная лечебно-оздоровительная технология, которая базируется на биологической обратной связи. Ее принцип: человек с помощью различных устройств получает информацию о состоянии своего организма — например, температуре тела, пульсе, дыхании, напряжении мышц. Видя перед собой эти параметры и зная, как именно следует их изменить, чтобы решить поставленную задачу, он развивает в себе навыки саморегуляции.
Понятно, что малышей во все научные нюансы не посвящают. Перед ними ставится простая и увлекательная задача: победить в компьютерной игре. Только игра эта с секретом, она сильно отличается от привычных для детей бродилок-стрелялок. Причем бороться ребенку придется… с самим собой.
Например, компьютерная игра «Ралли». Казалось бы, гонка, азарт, эмоции. Но на самом деле буйный темперамент тут только помеха — победит самый спокойный. Суть игры состоит в следующем. Игрок-гонщик «ведет» машину. При этом чем реже его пульс, тем быстрее движется автомобиль. После каждого круга время его прохождения и пульс игрока выводятся на экран. Цель — выиграть пять кругов подряд. Иногда на дороге появляются камни, которые необходимо «объезжать», оперативно нажимая на «пробел». Таким образом фиксируется время реакции и уровень концентрации внимания. Если удалось справиться с естественным волнением и победить — получишь призы, а может, даже услышишь салют в свою честь.
Другая игра называется «Вира». В ней два водолаза погружаются на дно в поисках сокровищ. Ребенок управляет одним из персонажей, второй — его «конкурент». Перед началом игры замеряется пульс школьника, и его значение присваивается скорости соперника. Чем медленнее пульс, тем быстрее погружается водолаз. После очередной попытки пульс игрока вновь присваивается сопернику, таким образом получается, что ребенок соревнуется сам с собой.
— Для каждого ребенка мы составляем свой протокол тренинга, — рассказывает научный сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления НИИМББ СО РАМН кандидат психологических наук Ксения Мажирина. — Кому-то нужно просто расслабиться — таким рекомендуем релаксационные игры, управляемые только пульсом. Есть дети, которые умеют расслабляться, но не умеют быстро реагировать, — им нужен тренинг на внимание. Цель — научить ребенка, как собраться в стрессовой ситуации, мобилизовать психологические ресурсы. Выработка навыков саморегуляции помогает ему успешнее выполнять задания во время аналогичной ситуации на школьном уроке: быстро отвечать на вопросы, переключаться с одного задания на другое.
Первой площадкой, где была опробована методика, восемь лет назад стала школа № 163 Советского района. Потом стали подключаться другие учебные заведения, тренинги заинтересовали педагогов.
Уроки с использованием игрового биоуправления проводятся в компьютерном классе раз в неделю (всего 8—10 занятий на одну группу).
— По окончании каждой четверти мы смотрим динамику результатов, — поясняет Ксения Мажирина. — Уже доказано, что дети, которые ходят на тренинги, адаптируются более гладко, у них лучше успеваемость.
Идеологом и вдохновителем разработки стал доктор биологических наук, академик РАМН Марк Штарк, более двадцати лет посвятивший работе над этими технологиями. Игровое биоуправление — ноу-хау института, за рубежом аналогов такой методики нет.
— Наша сильная сторона — самостоятельное производство систем игрового биоуправления, — говорит Ксения Мажирина. — Они создаются на основе программно-аппаратного комплекса «БОС-ПУЛЬС» и при необходимости постоянно дорабатываются с учетом практических потребностей. Между теорией и практикой существует тесная обратная связь.
Безусловно, в начале учебы в школе почти все дети нуждаются в поддержке. Но есть те, кто без нее просто не сможет учиться, и их число, по оценкам специалистов, составляет до 25 процентов от общего количества школьников. Это гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания — кошмар педагогов и зачастую предмет насмешек одноклассников.
Такие дети есть в каждом классе. Они не могут работать сами и мешают всем остальным, поэтому учителя настоятельно советуют родителям перевести их на индивидуальное обучение. Но есть и другой, куда более действенный способ «встроить» этих школьников в нормальный учебный процесс. О нем рассказывает заведующая лабораторией компьютерных систем биоуправления НИИМББ кандидат физико-математических наук Ольга Джафарова:
— Синдром дефицита внимания — это психиатрический диагноз, что само по себе всегда пугает родителей. И далеко не каждая мама решится водить своего ребенка в психиатрический диспансер на лечение. Есть, конечно, и медикаментозная помощь, но она не всем показана. Наш институт предлагает метод безлекарственной коррекции синдрома дефицита внимания средствами нейробиоуправления. Мы создали для него и алгоритмы, и программы, и приборы.
Суть метода в том, что «проблемных» первоклашек собирают в специальный класс «психологической комфортности», где они учатся по стандартной школьной программе и проходят сеансы терапии на основе бета-стимулирующего нейробиоуправления. Курс лечения в первый год составляет 30—40 сеансов, с каждым школьником работа ведется индивидуально. В последующий год-два занятия проводятся примерно раз в две недели для поддержания эффекта.
— Дело в том, что, когда человек сосредоточен на решении задачи, увеличивается метаболизм в передних отделах мозга, в области лба, — продолжает Ольга Джафарова. — Но у детей с синдромом дефицита внимания любая попытка собраться с мыслями приводит к снижению мозгового кровотока, сокращению потребления кислорода и глюкозы. Гиперактивность для них — это способ «разбудить» мозг, привести его в активное состояние: ребенок начинает быстро двигаться, дергаться, внимание концентрируется на очень короткое время, а потом опять рассеивается. Бороться с гиперактивностью у таких детей педагогическими методами бесполезно. Чтобы научить ребенка управлять своими мыслительными процессами, нужно сначала ему их продемонстрировать. Активность мозга регистрируется с помощью специальных датчиков, представляется на мониторе в игровой форме, и ребенок учится думать «правильно». Допустим, в предложенной игре ему нужно вырастить сад. Если он будет мыслить в нужном направлении, то цветы будут расти быстрее. Если при этом он еще будет учить стихотворение — еще быстрее, и так далее. Чем сложнее задача, которую решает мозг, тем лучше результат на экране. Таким образом возникает навык сосредоточиваться, а не рассеиваться.
Сегодня эта методика используется в школе № 163 и в гимназии № 16 («французской»). Полученные результаты впечатляют: как показали исследования, концентрация внимания увеличивается примерно в полтора раза, устойчивость внимания — в три с лишним, скорость чтения — почти втрое.
— Подобные методы существуют с 90-х годов прошлого века, — говорит Ольга Джафарова. — Но инновация в том, что мы выступили с идеей перенести их из медицинских центров в школу.
Это — ключевой момент. Эффективность реализации методики становится существенно выше за счет многих факторов. «Проблемные» дети выявляются своевременно, значит можно проводить коррекционный курс с первого класса. Ребенок получает ровно столько сеансов терапии, сколько необходимо именно ему. В результате дети выходят из начальной школы совершенно готовыми к обычному учебному процессу, они прекрасно находят общий язык с учителями и одноклассниками и вполне уверены в себе.


Свое решение проблемы предлагают школам ученые НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН. Суть в том, чтобы ребенок сам научился контролировать свое состояние, управлять эмоциями, концентрироваться и расслабляться. Методика называется «Игровое биоуправление в адаптации младших школьников».
Что такое биоуправление? Если коротко, то это компьютерная лечебно-оздоровительная технология, которая базируется на биологической обратной связи. Ее принцип: человек с помощью различных устройств получает информацию о состоянии своего организма — например, температуре тела, пульсе, дыхании, напряжении мышц. Видя перед собой эти параметры и зная, как именно следует их изменить, чтобы решить поставленную задачу, он развивает в себе навыки саморегуляции.
Понятно, что малышей во все научные нюансы не посвящают. Перед ними ставится простая и увлекательная задача: победить в компьютерной игре. Только игра эта с секретом, она сильно отличается от привычных для детей бродилок-стрелялок. Причем бороться ребенку придется… с самим собой.
Например, компьютерная игра «Ралли». Казалось бы, гонка, азарт, эмоции. Но на самом деле буйный темперамент тут только помеха — победит самый спокойный. Суть игры состоит в следующем. Игрок-гонщик «ведет» машину. При этом чем реже его пульс, тем быстрее движется автомобиль. После каждого круга время его прохождения и пульс игрока выводятся на экран. Цель — выиграть пять кругов подряд. Иногда на дороге появляются камни, которые необходимо «объезжать», оперативно нажимая на «пробел». Таким образом фиксируется время реакции и уровень концентрации внимания. Если удалось справиться с естественным волнением и победить — получишь призы, а может, даже услышишь салют в свою честь.
Другая игра называется «Вира». В ней два водолаза погружаются на дно в поисках сокровищ. Ребенок управляет одним из персонажей, второй — его «конкурент». Перед началом игры замеряется пульс школьника, и его значение присваивается скорости соперника. Чем медленнее пульс, тем быстрее погружается водолаз. После очередной попытки пульс игрока вновь присваивается сопернику, таким образом получается, что ребенок соревнуется сам с собой.
— Для каждого ребенка мы составляем свой протокол тренинга, — рассказывает научный сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления НИИМББ СО РАМН кандидат психологических наук Ксения Мажирина. — Кому-то нужно просто расслабиться — таким рекомендуем релаксационные игры, управляемые только пульсом. Есть дети, которые умеют расслабляться, но не умеют быстро реагировать, — им нужен тренинг на внимание. Цель — научить ребенка, как собраться в стрессовой ситуации, мобилизовать психологические ресурсы. Выработка навыков саморегуляции помогает ему успешнее выполнять задания во время аналогичной ситуации на школьном уроке: быстро отвечать на вопросы, переключаться с одного задания на другое.
Первой площадкой, где была опробована методика, восемь лет назад стала школа № 163 Советского района. Потом стали подключаться другие учебные заведения, тренинги заинтересовали педагогов.
Уроки с использованием игрового биоуправления проводятся в компьютерном классе раз в неделю (всего 8—10 занятий на одну группу).
— По окончании каждой четверти мы смотрим динамику результатов, — поясняет Ксения Мажирина. — Уже доказано, что дети, которые ходят на тренинги, адаптируются более гладко, у них лучше успеваемость.
Идеологом и вдохновителем разработки стал доктор биологических наук, академик РАМН Марк Штарк, более двадцати лет посвятивший работе над этими технологиями. Игровое биоуправление — ноу-хау института, за рубежом аналогов такой методики нет.
— Наша сильная сторона — самостоятельное производство систем игрового биоуправления, — говорит Ксения Мажирина. — Они создаются на основе программно-аппаратного комплекса «БОС-ПУЛЬС» и при необходимости постоянно дорабатываются с учетом практических потребностей. Между теорией и практикой существует тесная обратная связь.
Безусловно, в начале учебы в школе почти все дети нуждаются в поддержке. Но есть те, кто без нее просто не сможет учиться, и их число, по оценкам специалистов, составляет до 25 процентов от общего количества школьников. Это гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания — кошмар педагогов и зачастую предмет насмешек одноклассников.
Такие дети есть в каждом классе. Они не могут работать сами и мешают всем остальным, поэтому учителя настоятельно советуют родителям перевести их на индивидуальное обучение. Но есть и другой, куда более действенный способ «встроить» этих школьников в нормальный учебный процесс. О нем рассказывает заведующая лабораторией компьютерных систем биоуправления НИИМББ кандидат физико-математических наук Ольга Джафарова:
— Синдром дефицита внимания — это психиатрический диагноз, что само по себе всегда пугает родителей. И далеко не каждая мама решится водить своего ребенка в психиатрический диспансер на лечение. Есть, конечно, и медикаментозная помощь, но она не всем показана. Наш институт предлагает метод безлекарственной коррекции синдрома дефицита внимания средствами нейробиоуправления. Мы создали для него и алгоритмы, и программы, и приборы.
Суть метода в том, что «проблемных» первоклашек собирают в специальный класс «психологической комфортности», где они учатся по стандартной школьной программе и проходят сеансы терапии на основе бета-стимулирующего нейробиоуправления. Курс лечения в первый год составляет 30—40 сеансов, с каждым школьником работа ведется индивидуально. В последующий год-два занятия проводятся примерно раз в две недели для поддержания эффекта.
— Дело в том, что, когда человек сосредоточен на решении задачи, увеличивается метаболизм в передних отделах мозга, в области лба, — продолжает Ольга Джафарова. — Но у детей с синдромом дефицита внимания любая попытка собраться с мыслями приводит к снижению мозгового кровотока, сокращению потребления кислорода и глюкозы. Гиперактивность для них — это способ «разбудить» мозг, привести его в активное состояние: ребенок начинает быстро двигаться, дергаться, внимание концентрируется на очень короткое время, а потом опять рассеивается. Бороться с гиперактивностью у таких детей педагогическими методами бесполезно. Чтобы научить ребенка управлять своими мыслительными процессами, нужно сначала ему их продемонстрировать. Активность мозга регистрируется с помощью специальных датчиков, представляется на мониторе в игровой форме, и ребенок учится думать «правильно». Допустим, в предложенной игре ему нужно вырастить сад. Если он будет мыслить в нужном направлении, то цветы будут расти быстрее. Если при этом он еще будет учить стихотворение — еще быстрее, и так далее. Чем сложнее задача, которую решает мозг, тем лучше результат на экране. Таким образом возникает навык сосредоточиваться, а не рассеиваться.
Сегодня эта методика используется в школе № 163 и в гимназии № 16 («французской»). Полученные результаты впечатляют: как показали исследования, концентрация внимания увеличивается примерно в полтора раза, устойчивость внимания — в три с лишним, скорость чтения — почти втрое.
— Подобные методы существуют с 90-х годов прошлого века, — говорит Ольга Джафарова. — Но инновация в том, что мы выступили с идеей перенести их из медицинских центров в школу.
Это — ключевой момент. Эффективность реализации методики становится существенно выше за счет многих факторов. «Проблемные» дети выявляются своевременно, значит можно проводить коррекционный курс с первого класса. Ребенок получает ровно столько сеансов терапии, сколько необходимо именно ему. В результате дети выходят из начальной школы совершенно готовыми к обычному учебному процессу, они прекрасно находят общий язык с учителями и одноклассниками и вполне уверены в себе.


Читайте также