Сибкрай.ru

«Уверенность в безнаказанности»: автоэксперты просят вернуть экипажи ГИБДД на улицы городов
Фото: автор

«Уверенность в безнаказанности»: автоэксперты просят вернуть экипажи ГИБДД на улицы городов

В Новосибирской области, как и по всей России, несмотря на постепенное сокращение количества ДТП, сохраняется большое число аварий с водителями без прав или в состоянии алкогольного опьянения. Каждое десятое происшествие происходит при участии управляющего авто без удостоверения, а почти в 9% столкновений за рулем сидел пьяный водитель. По мнению автоэкспертов, высокий уровень таких ДТП связан с отсутствием экипажей ДПС в местах скопления машин. Сотрудники ГИБДД исчезают с дорог с 2018 года – после указа президента Владимира Путина о сокращении штата МВД РФ. Им на замену пришли системы видеофиксации. Общественники и специалисты уверены: реальные трагедии способны предотвратить только люди в погонах, а пока их нет – водители чувствуют свою безнаказанность и регулярно нарушают правила дородного движения. 

В 2018 году в России по указу президента Владимира Путина произошла реформа МВД, направленная на снижение числа сотрудников правоохраны. Предполагалось, что такая мера отсеет некомпетентные кадры и значительно сократит факты коррупции. Реформа проводилась за счет кадрового состава ГИБДД. Так, с улиц города начали исчезать экипажи ДПС. 

Сейчас большая редкость встретить на центральных дорогах сотрудников Госавтоинспекции. Машины ведомства теперь можно найти на участках федеральных трасс. В городе же контроль за дорожным движение отдан камерам видеофиксации и другим устройствам, выявляющим нарушения ПДД. 

«В среднем, ежедневно на территории Новосибирской области на линии работают порядка 120-130 экипажей дорожно-патрульной службы, – сообщила Сибкрай.ru начальник отдела пропаганды БДД УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Анна Варновская, – Это 240-260 сотрудников, которые несут службу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и выявлению правонарушений в области безопасности дорожного движения».

Неясно сколько из этих экипажей дежурят в городе, сколько – на автомагистралях. Однако многие водители заметили, что за день в областной столице можно не встретить ни одного сотрудника ГИБДД, что уж говорить о маленьких селах и деревнях. 

Автоэксперты уверены, что большую часть нарушителей видеокамеры не ловят. Так, техника не выявит пьяного водителя, не узнает, у кого из управляющих нет прав. А некоторые водители закрывают регистрационные номера авто, чтобы их впоследствии не опознали. 

«Все эксперты – будь то независимые или, так сказать, владельцы дорог, представители власти, так или иначе согласны с тем, что недостаточное количество экипажей ДПС провоцирует безнаказанность. Именно поэтому на дорогах появляются люди, которые могут ездить без прав, без страховок, в состоянии алкогольного опьянения. То есть водитель понимает, что его не остановят, думает: «Ну выпил 50 грамм – что такого?» Именно эта уверенность в безнаказанности провоцирует ДТП, которых бы могло быть гораздо меньше», – отмечает в разговоре с Сибкрай.ru дорожный эксперт, представитель ОНФ Новосибирской области Михаил Мезенцев.

По данным Госавтоинспекции, в Новосибирской области с 2017 года количество ДТП медленно, но снижается. Так, в первом полугодии 2017 года произошли 1 085 аварий (110 погибших, 1 366 травмированных), в 2019 – 980 (98 погибших, 1 300 травмированных), в 2022 – 860 (98 погибших, 1 046 травмированных)

При этом сохраняется высокий процент аварий с нарушителями, которых не способны выявить устройства видеофиксации. В 2017 году в 53 ДТП их участниками были водители без прав, в 115 – в состоянии алкогольного опьянения. В 2019 году виновниками аварий стал 61 водитель без прав и 90 пьяных автомобилистов, в 2022 году – 66 и 73 водителя соответственно. 


Смертность при этом остается примерно на одном уровне: 10, 12 и 12 погибших в авариях с водителями без прав в первом полугодии 2017, 2019 и 2022 годах соответственно; 37, 27 и 21 погибший в ДТП с пьяными водителями в те же периоды.   

«Если бы количество экипажей ГИБДД было, как раньше, – на всех перекрестках, в оживленных местах, то число ДТП с именно такими жертвами бы уменьшилось. Но заинтересовано ли в этом государство? – задается вопросом Мезенцев, – Хорошо, что у нас снижается количество ДТП в целом. Но до тех пор, пока у нас перекрестки будут оборудованы просто камерами, мы будем постоянно наблюдать ДТП именно из-за пьяных, из-за водителей без прав, с закрашенными регистрационными номерами. В последнем случае человек не просто уверен в безнаказанности, но и демонстрирует это всеми возможными способами».

Эксперт уверен, что повсеместное использование средств видеофиксации – лишь инструмент пополнения дорожных фондов. По его словам, если в 2012 году автомобилисты-нарушители, которых зафиксировали видеокамеры, суммарно заплатили свыше 273 миллионов штрафов, то в 2021 году цифра выросла до полутора миллиардов. При том, что штрафы за наиболее частые нарушения ПДД не такие высокие.

Кстати, суммы штрафов – также влияют на уверенность в безнаказанности водителей. За превышение скорости на 40 километров в час водитель заплатит лишь 500 рублей.

«Кроме того, есть возможность, при своевременной оплате, оплатить всего 50%, то есть 250 рублей. У нас даже для пенсионера это несерьезные деньги. Вряд ли при таких штрафах люди будут внимательнее на дороге», – считает Мезенцев.

Эксперт считает, что для эффективного сокращения количества аварий в городах России вновь необходимо вернуть экипажи ДПС. Инспекторы могут выборочно останавливать водителей, выявлять нарушителей и своевременно предотвращать ДТП, которые могут закончиться летальным исходом. Михаил Мезенцев заявил, что намерен пообщаться с общественниками и экспертами из других регионов, чтобы вместе составить обращение в правительство РФ с просьбой вернуться к системе контроля за дорожным движением, которая действовала до 2018 года.

Напомним, что Новосибирская область вошла в список из 15 регионов России с наибольшим числом аварий на перекрестках. По итогам 2021 года в области произошли 156 ДТП на пересечении дорог (30% от всех аварий). В них погибли пять человек, 200 травмированы. Городские перекрестки сейчас оборудованы системами видеофиксации, экипажи ДПС на них зачастую отсутствуют. 

Кстати, системы видеофиксации также не способны выявить несовершеннолетних водителей. С 25 апреля по 2 мая в регионе были зарегистрированы 34 аварии, в которых погибли четыре человека, еще 41 – ранен. При этом в 15 ДТП пострадали 15 детей. Значительная часть из них произошла с участием детей-водителей.

В Новосибирской области, как и по всей России, несмотря на постепенное сокращение количества ДТП, сохраняется большое число аварий с водителями без прав или в состоянии алкогольного опьянения. Каждое десятое происшествие происходит при участии управляющего авто без удостоверения, а почти в 9% столкновений за рулем сидел пьяный водитель. По мнению автоэкспертов, высокий уровень таких ДТП связан с отсутствием экипажей ДПС в местах скопления машин. Сотрудники ГИБДД исчезают с дорог с 2018 года – после указа президента Владимира Путина о сокращении штата МВД РФ. Им на замену пришли системы видеофиксации. Общественники и специалисты уверены: реальные трагедии способны предотвратить только люди в погонах, а пока их нет – водители чувствуют свою безнаказанность и регулярно нарушают правила дородного движения. 

В 2018 году в России по указу президента Владимира Путина произошла реформа МВД, направленная на снижение числа сотрудников правоохраны. Предполагалось, что такая мера отсеет некомпетентные кадры и значительно сократит факты коррупции. Реформа проводилась за счет кадрового состава ГИБДД. Так, с улиц города начали исчезать экипажи ДПС. 

Сейчас большая редкость встретить на центральных дорогах сотрудников Госавтоинспекции. Машины ведомства теперь можно найти на участках федеральных трасс. В городе же контроль за дорожным движение отдан камерам видеофиксации и другим устройствам, выявляющим нарушения ПДД. 

«В среднем, ежедневно на территории Новосибирской области на линии работают порядка 120-130 экипажей дорожно-патрульной службы, – сообщила Сибкрай.ru начальник отдела пропаганды БДД УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Анна Варновская, – Это 240-260 сотрудников, которые несут службу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и выявлению правонарушений в области безопасности дорожного движения».

Неясно сколько из этих экипажей дежурят в городе, сколько – на автомагистралях. Однако многие водители заметили, что за день в областной столице можно не встретить ни одного сотрудника ГИБДД, что уж говорить о маленьких селах и деревнях. 

Автоэксперты уверены, что большую часть нарушителей видеокамеры не ловят. Так, техника не выявит пьяного водителя, не узнает, у кого из управляющих нет прав. А некоторые водители закрывают регистрационные номера авто, чтобы их впоследствии не опознали. 

«Все эксперты – будь то независимые или, так сказать, владельцы дорог, представители власти, так или иначе согласны с тем, что недостаточное количество экипажей ДПС провоцирует безнаказанность. Именно поэтому на дорогах появляются люди, которые могут ездить без прав, без страховок, в состоянии алкогольного опьянения. То есть водитель понимает, что его не остановят, думает: «Ну выпил 50 грамм – что такого?» Именно эта уверенность в безнаказанности провоцирует ДТП, которых бы могло быть гораздо меньше», – отмечает в разговоре с Сибкрай.ru дорожный эксперт, представитель ОНФ Новосибирской области Михаил Мезенцев.

По данным Госавтоинспекции, в Новосибирской области с 2017 года количество ДТП медленно, но снижается. Так, в первом полугодии 2017 года произошли 1 085 аварий (110 погибших, 1 366 травмированных), в 2019 – 980 (98 погибших, 1 300 травмированных), в 2022 – 860 (98 погибших, 1 046 травмированных)

При этом сохраняется высокий процент аварий с нарушителями, которых не способны выявить устройства видеофиксации. В 2017 году в 53 ДТП их участниками были водители без прав, в 115 – в состоянии алкогольного опьянения. В 2019 году виновниками аварий стал 61 водитель без прав и 90 пьяных автомобилистов, в 2022 году – 66 и 73 водителя соответственно. 

Смертность при этом остается примерно на одном уровне: 10, 12 и 12 погибших в авариях с водителями без прав в первом полугодии 2017, 2019 и 2022 годах соответственно; 37, 27 и 21 погибший в ДТП с пьяными водителями в те же периоды.   

«Если бы количество экипажей ГИБДД было, как раньше, – на всех перекрестках, в оживленных местах, то число ДТП с именно такими жертвами бы уменьшилось. Но заинтересовано ли в этом государство? – задается вопросом Мезенцев, – Хорошо, что у нас снижается количество ДТП в целом. Но до тех пор, пока у нас перекрестки будут оборудованы просто камерами, мы будем постоянно наблюдать ДТП именно из-за пьяных, из-за водителей без прав, с закрашенными регистрационными номерами. В последнем случае человек не просто уверен в безнаказанности, но и демонстрирует это всеми возможными способами».

Эксперт уверен, что повсеместное использование средств видеофиксации – лишь инструмент пополнения дорожных фондов. По его словам, если в 2012 году автомобилисты-нарушители, которых зафиксировали видеокамеры, суммарно заплатили свыше 273 миллионов штрафов, то в 2021 году цифра выросла до полутора миллиардов. При том, что штрафы за наиболее частые нарушения ПДД не такие высокие.

Кстати, суммы штрафов – также влияют на уверенность в безнаказанности водителей. За превышение скорости на 40 километров в час водитель заплатит лишь 500 рублей.

«Кроме того, есть возможность, при своевременной оплате, оплатить всего 50%, то есть 250 рублей. У нас даже для пенсионера это несерьезные деньги. Вряд ли при таких штрафах люди будут внимательнее на дороге», – считает Мезенцев.

Эксперт считает, что для эффективного сокращения количества аварий в городах России вновь необходимо вернуть экипажи ДПС. Инспекторы могут выборочно останавливать водителей, выявлять нарушителей и своевременно предотвращать ДТП, которые могут закончиться летальным исходом. Михаил Мезенцев заявил, что намерен пообщаться с общественниками и экспертами из других регионов, чтобы вместе составить обращение в правительство РФ с просьбой вернуться к системе контроля за дорожным движением, которая действовала до 2018 года.

Напомним, что Новосибирская область вошла в список из 15 регионов России с наибольшим числом аварий на перекрестках. По итогам 2021 года в области произошли 156 ДТП на пересечении дорог (30% от всех аварий). В них погибли пять человек, 200 травмированы. Городские перекрестки сейчас оборудованы системами видеофиксации, экипажи ДПС на них зачастую отсутствуют. 

Кстати, системы видеофиксации также не способны выявить несовершеннолетних водителей. С 25 апреля по 2 мая в регионе были зарегистрированы 34 аварии, в которых погибли четыре человека, еще 41 – ранен. При этом в 15 ДТП пострадали 15 детей. Значительная часть из них произошла с участием детей-водителей.


Читайте также