Сибкрай.ru

«Где ещё три рубля?»: почему Локоть поднял тарифы на проезд
Фото: автор

«Где ещё три рубля?»: почему Локоть поднял тарифы на проезд

В Новосибирске в очередной раз подняли тарифы на проезд в общественном транспорте. С 8 декабря за проезд в троллейбусах и трамваях  необходимо платить 23 рубля, в автобусе – 24 рубля, а в метро – 25 рублей. То есть стоимость  проезда  повысили  примерно на 13%. 


Как оправдывают этот шаг чиновники мэрии? 


Напомним, очередное повышение тарифов мэрия анонсировала в понедельник, 25 ноября. Горожане восприняли эту новость негативно – тариф возрос на 2-3 рубля, а реальной работы мэрии по обновлению транспортной инфраструктуры они не замечают: 

«Скоро Москву по тарифам догоним. А вот бы дали отчет горожанам: куда потрачен каждый рубль, собранный на проезд в государственном транспорте»

«Жаль только, что транспорт работает все хуже. Зимой вообще каждый день по графику выходного и праздничного дней», 


«Я честно была бы не против повышения, если бы правда сделали что-то толковое. Но получается, что деньги себе мэрия заграбастает, и все»

Сибкрай.ru разбирался, что в Новосибирске не так с общественным транспортом и выслушал версию мэрии.


Итак, что произошло?


Мэрия Новосибирска обратилась с официальным ходатайством о повышении в департамент по тарифам Новосибирской области. Предыдущее повышение было в декабре 2018 года после продолжительных обсуждений. Тогда наибольшее удорожание коснулось маршрутов, которые обслуживает «Горэлектротранспорт»,  – цена билета выросла с 18 до 21 рубля.

«Горэлектротранспорт», а в частности  - трамваи, в Новосибирске в плачевном состоянии. «ГЭТ» в последние годы испытывает значительные финансовые трудности. В частности, к 2019 году задолженность по страховым взносам составила 50 миллионов рублей, ее погасили только после прокурорского вмешательства. Кроме того, по данным прокураторы, есть проблемы и с выплатой заработной платы, так, на 2017 год организация была должна 926 работниками свыше 14,3 миллиона рублей.


метро.jpg

О том, что проезд в метро не окупает сам себя, говорилось уже давно. «Я всегда говорю, что с инфляцией тариф неизбежно должен расти. Иначе мы просто рискуем ….  Себестоимость проезда будет расти, тариф будет опускать ниже себестоимости, таким образом, поставит на грань финансового выживания наши предприятия. Тут два пути: либо повышать тариф, либо вкладывать деньги муниципального бюджета. Поэтому решение о повышении неизбежно, оно будет, так или иначе», – говорил мэр Анатолий Локоть в феврале 2018 года.

В декабре того же года было принято решение оставить регулировку тарифов на усмотрение перевозчиков.  Именно к мнению перевозчиков прислушались перед первым за четыре года повышением тарифов. Они объявили, что за счет роста цен на топливо, они ушли в убыток.

Объяснение мэрии

Начальник департамента транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Роман Дронов собрал журналистов, чтобы объяснить такое резкое и неожиданное для пассажиров повышение тарифа.


Во-первых, он объявил, что читает комментарии в соцсетях. «Я читал вчера комментарии: «Второй год подряд повышают тарифы». У нас в стране, извините, инфляция каждый год есть. И она будет продолжаться, пока экономика не будет иметь какой-то другой характер. Когда мы рассматривали предложение, мы взвесили все «за» и «против», у нас нет такого, что мы чего-то сами желали, о чем мечтали. Что мы подали, с тем тарифный регулятор и согласился», – начал Дронов.


автобус28.jpg

Кроме того, глава профильного департамента сразу отметил, что из-за этого повышения тарифов некоторые трудности придется претерпевать и городскому бюджету:


«Это отразится и на бюджетах города Новосибирска, Новосибирской области. Потому, что мы субсидируем на компенсацию оплаты проезда льготников. Соответственно и количество субсидий вырастет. Придется подкорректировать наш бюджет, который сейчас принимается».

Подземка

Изначально, направляя прошение на повышении тарифов, мэрия думала о будущем новосибирского метрополитена, пояснил Дронов. 

«Сегодня метрополитен – стабильно работающее предприятие. Оно не убыточное, оно не субсидируемое. Это предприятие самоокупаемое. Тем не менее, мы заканчиваем программу капитального ремонта вагонов заводского объема. То есть вагон эксплуатируется 30 лет, после этого он должен пройти либо капитальный ремонт заводского объема, либо быть списан. При проведении ремонта срок службы вагона продлевается еще на 15 лет. По большому счету, те составы, которые были получены новосибирским метрополитеном в Иркутске, свой ресурс выработали, их ремонтируют на базе метрополитена в объеме заводского ремонта, продлевают срок на 15 лет. И что мы получаем? Что через 15 лет у нас прядка 15 составов должны быть списаны», – объявил о ждущей Новосибирск катастрофе Дронов.


метро2.jpg


За счет повышения тарифа на проезд в метро муниципалитет в следующем году сможет купить один новый пятивагонный состав и собрать из двух старых четырехвагонных еще один. Дронов отметил, что один пятивагонный состав стоит порядка 500 миллионов рублей.

«Поэтому в тариф по метрополитену задолжена так называемая инвестиционная составляющая на приобретение подвижного состава. Это чуть больше двух рублей, всего повышаем на три рубля. В районе рубля – это инфляционное. А остальное – это инвестиционная составляющая. Именно на эти денежные средства и будет покупаться подвижной состав. Будет формироваться программа, будут проведены в следующем году конкурсные процедуры, договор на поставку первого подвижного состава будет заключен уже в следующем году», – заявил глава профильного департамента.

Трамваи

Что ситуация с «ГЭТ» в Новосибирске крайне тяжелая, признал даже Дронов. Начал он с хороших новостей. «Мы сейчас запускаем программы по обновлению подвижного состава. Вы все знаете, успешно работает проект «БКМ-Сибирь», уже на этот год десять трамваев, на следующий год десять в проекте. Мы стоим в листе ожидания на приобретение троллейбусов с динамической подзарядкой, тоже не менее десяти».

«Но у нас есть пробел, – признался глава транспортного департамента, – Это верхнее строение путей рельс, они сегодня в ужасающем состоянии. 50 километров рельсов в городе Новосибирске требуют капитального ремонта, а то и реконструкции. Я уже не говорю про новое строительство».


трамвай.jpg

Напомним, Сибкрай.ru писал об этих проблемах, в частности о разрушенных путяхна улицах Связистов, Титова, Зыряновской и Учительской.  Дронов также вспомнил про состояние путей на улице Волочаевской и улице Мира. «Поэтому мы в тариф по «Горэлектротранспорту» заложили чуть больше рубля – это составляющая, которая пойдет на капитальный ремонт верхнего строения пути. Мы уже приступаем к ее реализации в части ремонта верхнего строения путей. То, что не делась уже давно».

По словам Дронова, рост тарифа позволит в следующем году заменить в Новосибирске 2,5 километра рельсошпальной решетки на сумму 32 миллиона рублей. Всего такое подорожание принесёт в бюджет порядка 60-70 миллионов в год.

Автобусы

Напомним, в 2018 году дискуссии о повышении тарифа на проезд в автобусах дошли до Законодательного собрания региона. В ходе одной из встреч представители перевозчиков мотивировали необходимость повышения тарифов на проезд удорожанием ГСМ, постоянно растущими расходами и инфляцией. Доводы перевозчиков и их запросы были направлены в департамент по тарифам на экспертизу, что и привело к повышению.


автобус1.jpg


Новый подъем тарифов никак не отразится на автобусном парке, но сможет покрыть расходы на топливо, сообщили в мэрии. «Нам не удалось, к сожалению, внести инвестиционную составляющую по автобусам, поскольку у нас, мы прекрасно понимаем, рост цен на дизтопливо, который произошел в прошлом году, и данная составляющая была уже, как бы, запредельна. Первый шажок мы сделали, мы повысили на два рубля тариф на автобусном транспорте», – объяснил Дронов.


Дронов.jpg

Таким образом, заключил Дронов, в идеале индексация тарифов должна происходить каждый год, как минимум на инфляционную составляющую. При этом возвращенная в 2019 году скидка по ЕТК в размере одного рубля сохранится, так же как и сетевые тарифы, их мэрия обещает развивать и дальше.