Очередной неожиданный поворот произошел в истории с продлением Дзержинской ветки Новосибирского метрополитена. Еще вчера глядя в глаза губернатору Андрею Травникову мэр Анатолий Локоть уверял, что проектно-сметная документация по этому стратегически важному для горожан транспортному объекту направлена на экспертизу. А сегодня экспертная организация дала весьма неожиданный ответ на официальный запрос Сибкрай.ru. Оказывается, документы от мэрии Новосибирска в Главгосэкспертизу России даже не поступали.
Наболевший для города и бьющий по репутации муниципальных властей вопрос о продлении Дзержинской ветки метро обсуждали накануне на оперативном совещании в правительстве региона.
Андрей Травников напомнил, что недавно состоялся визит первого заместителя председателя Государственной Думы РФ Александра Жукова в Новосибирск. На встрече была достигнута договоренность о том, что федеральное финансирование можно получить на крупные транспортные проекты. Депутат Госдумы готов лоббировать интересы Новосибирска и области, а задача на местах – подготовить в срок качественную проектно-сметную документацию.
«Опыт уже научил, что без ПСД (проектно-сметная документация) попытаться попасть в какую-то федеральную программу – безнадежно. Нужно сконцентрироваться на подготовке проектно-сметной документации и получении положительного заключения государственной экспертизы», – обратился губернатор Андрей Травников к чиновникам на оперативном совещании правительства региона.
Губернатор потребовал от министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, а также от муниципалитетов согласовать ПСД по всем ключевым объектам до ноября, когда будут приниматься бюджетные решения на 2022 год. При этом Травников поинтересовался у мэра Новосибирска, как идет разработка проектно-сметной документации на продление Дзержинской линии метрополитена.
«Документация готова, находится на экспертизе. Одним из условий экспертизы является подтвержденный источник финансирования. Достройка Дзержинской линии разбита на две части: достройка эксплуатируемой сегодня линии, постройка второго тоннеля, и затем еще два перегона», – отчитался мэр Локоть.
«Просьба передать мне письмо сопровождающее, чтобы я подключился к контролю прохождения экспертизы», – добавил губернатор. Глава региона поручил руководству Новосибирска предоставить в письменном виде всю подробную информацию о текущей ситуации с разработкой и согласованием ПСД.
Это было накануне, 12 июня. А сегодня Главгосэкспертиза России ответила на запрос Сибкрай.ru. И почему-то государственное учреждение, подведомственное Минстрою РФ, не в курсе того, что мэр Новосибирска уже отправил документы к ним на экспертизу.
«В ответ на ваш запрос сообщаем, что в настоящее время проектно-сметная документация по титулам «Участок продления Дзержинской линии Новосибирского метрополитена от станции "Золотая Нива" до станции "Молодежная" с двухпутной соединительной веткой в электродепо Волочаевское», а также «Второй пусковой комплекс второй очереди Новосибирского метрополитена (Дзержинская линия) в составе: станция "Золотая Нива" (Гусинобродская) и перегоном до станции "Берёзовая роща" (объект строительства второй очереди метрополитена Новосибирска от ст. "Сибирская" до ст. "Гусинобродская" ("Б. Богаткова")» не заходили на повторную экспертизу в Главгосэкспертизу России», – говорится в ответе на запрос.
При этом, добавляют в учреждении, в июне 2021 года по второму титулу эксперты Главгосэкспертизы выдали заказчику сводный отчет с квалифицированными ответами по корректировке решений для достройки перегонного тоннеля между станциями «Золотая Нива» (Гусинобродская) и «Березовая роща» и последующего прохождения проверки достоверности определения сметной стоимости в представленном объеме работ.
Поэтому, совершенно непонятно, для чего Анатолий Локоть публично ввел губернатора области в заблуждение.
В 2019 году Главгосэкспертиза дала отрицательное заключение по проекту продления Дзержинской ветки новосибирского метрополитена. Тот провал мэрии Локоть объяснил технической ошибкой при отправке документов на экспертизу: «Мэрия загрузила отсканированный вариант в PDF, а нужно было разработать его в специальной программе и только тогда загружать. Это новые требования. Поэтому Главгосэкспертиза и не приняла документы на рассмотрение», – оправдывалась тогда мэрия.
Однако на сайте Главгосэкспертизы указано, что формат PDF принимается, но сами данные перед конвертацией нужно набирать в специальной программе – таковы правила подачи документов с начала 2017 года, о чем мэрия в 2019 году даже и не подозревала.
Однако «ошибка с PDF» была придумана мэрией, чтобы скрыть куда более крупные просчеты. Впоследствии выяснилось, что вопрос о продлении Дзержинской ветки метро застопорился из-за того, что мэрия Новосибирска не смогла актуализировать проектно-сметную документацию 2013 года. Глава МУП «УЗСПТС» Александр Мысик заявлял, что проектировщик давно уже умер, поэтому спросить не у кого. Однако Сибкрай.ru отыскал «умершего» проектировщика – им оказалась компания из Красноярска, которая сохранила в архиве всю документацию. Но, оказалось, что новосибирская мэрия к ней даже не обращалась.
Месяц назад проектно-сметная документация по капитальному ремонту Октябрьского моста не прошла экспертизу. Мэр назвал это «нормальной рабочей практикой». Ремонт моста отложен на неопределенный срок.На последней сессии Законодательного собрания этого сезона мэра Локтя с отчетом по дорогам раскритиковали депутаты. И вопрос о постоянных провалах в составлении проектно-сметной документации тоже поднимался. В частности, Константин Антонов напомнил, что в Новосибирске сейчас срывают нацпроект БКД. По некоторым объектам работы еще даже не начались, а уже середина июля. В июне работы на объектах – улицы 2-я Станционная–Большая, въезды в город с Северного объезда и со стороны Ленинска-Кузнецкого – вообще были остановлены.
«Причина – крайне некачественная проектно-сметная документация. И это уже система, если вспомнить проект Дзержинской линии, станции метро «Спортивная», ремонт Коммунального моста. И на этот раз подрядчик отказался проводить работы, руководствуясь филькиной грамотой, которую сочинили в подведомственном мэрии учреждении. Департамент транспорта мэрии признал, что ПСД нуждается в корректировках», – сообщил депутат Законодательного собрания Новосибирской области Константин Антонов.
Сибкрай.ru отправил запрос о продлении Дзержинской ветки метро и в мэрию Новосибирска. Редакция обязательно опубликует официальный ответ муниципальных властей.