Сибкрай.ru

«Главное – оторвать зад от дивана»: семья Клочковых вернулась в Новосибирск после кругосветного путешествия
Фото: travely-family.com, vk.com/travelyfamily

«Главное – оторвать зад от дивана»: семья Клочковых вернулась в Новосибирск после кругосветного путешествия

Семья из Новосибирска более пяти лет не была дома – вместе с двумя детьми Андрей и Марина Клочковы отправились в кругосветное путешествие. За это время семья посетила десятки стран, побывала на Антарктиде, полтора года прожила в Австралии из-за коронавируса, и это только верхушка айсберга. О своих приключениях новосибирцы рассказали на пресс-конференции 23 мая.

Свое первое путешествие Андрей, Марина и дети – Анастасия (на тот момент 12 лет) и Лада (2,5 года) – Клочковы из Новосибирска начали в 2014 году. На парусной яхте Lady Mary, стартовав из Черногории, семья посетила Канарские острова, западную Африку и острова Зелёного Мыса. Затем сибиряки перешли Атлантику, и вскоре через Панамский канал попали в Тихий океан. Оттуда добрались до Французской Полинезии. Там семья и прервала «кругосветку» с востока на запад и начала новую, которая войдет в Книгу рекордов Гиннеса как самая южная экспедиция, совершенная семьей с детьми на парусной яхте.

Второе путешествие Клочковых началось от острова Французской Полинезии Бора-Бора в ноябре 2018 года, продолжилось через мыс Горн, мыс Доброй Надежды, мыс Луин, Антарктиду и закончилось во Французской Полинезии.

7CKQ8p2bz0qeXr0Oya7j6vYtR3_pPL9km9hKdGcehT2bGyOFInAwKdQh10aNuVufPG0UqHJ3vK9w2vQkmbzpFTHB.jpg

«В ходе этой рекордной самой южной кругосветки мы не только обошли все южные мысы планеты, мы не только совершили поход в Антарктиду, который, кстати, был приурочен к 200-летию открытия материка российскими мореплавателями, мы еще навестили места, описанные Жюлем Верном. Тот самый широкоизвестный риф Мария Тереза на 37-й параллели и ряд островов призраков и совершили своеобразное географическое закрытие островов-призраков Тихого океана, потому что мы прошли по всем известным координатам этих островов», – делится Марина Клочкова, старший помощник капитана.

Семья также прошла полюс океанской недоступности – самую удаленную от какой-либо суши точку. Ее еще называют «кладбищем космических кораблей» – именно сюда сбрасываются отслужившие своё космические аппараты. Клочковы шутят, что, проходя точку в новогоднюю ночь, просили у Деда Мороза, чтобы на яхту ничего не упало.

Существенно на путешествии сказалась пандемия коронавируса – пока семья была в море, страны активно закрывали порты и границы.

«Когда делали переход из южной Африки к Австралии, мы вышли в одном мире, а пришли совершенно в другой. Мы вошли в Австралию и через полтора дня Австралия закрыла границы, мы успели заскочить туда. Но мы стояли в порту целый год, яхту не выпускали. Мы могли перемещаться по суше, по штабу Западной Австралии, но путешествие по морю было прервано как раз из-за этого. И когда границы между австралийскими штатами начали открываться, мы смогли добраться до Тасмании, но не смогли попасть в Восточную Австралию, потому что Сидней и Брисбен тоже были закрыты на карантин. На полтора года мы там задержались», – вспоминает Андрей Клочков.

После Австралии семья запросила остановку на одном из островов Тихого океана, но впоследствии государство отказалось принимать путешественников. Ремонтировать яхту и сломавшийся опреснитель пришлось на воде.

Проблем с визами, отмечают члены команды, не было и шутят, что, путешествуя на яхте, а не самолете, пропуск даже проще получить.

EmfAPtsANDSqTuMUfYG7zX_ZnkDJMzEKgCc6SjL11in0_aGqDJRqUB8KrF3eA_GjiD2ZNyMc8LvWsrJ42ESKoqJ2.jpg

На вахту члены семьи заступали по очереди. Любопытно, что на судне задачи нашлись даже для юнги Лады.

«На вахте я иногда замещаю Настю, если это спокойный день. Даю ей немного поспать. А так мои обязанности, как юнги, – я собираю веревки после того, как собрали или подняли паруса. Включаю ходовые огни, глушу и завожу двигатель и выполняю другие обязанности», – поделилась юная путешественница.

За годы странствий семьи Клочковых, к счастью, обошлось без опасных происшествий. Но был один случай, когда казалось, будто «случилось страшное», рассказывает Марина Клочкова – с яхты будто исчез капитан.

«Ночью он несет вахту, волнение порядка семи баллов – не шторм, но уже не гладкое море. Я вышла из каюты проверить, как там на вахте. На вахте Андрея нет. Я прошла в носовую каюту – его нет. Иду по темной яхте, свет не включаю. Я прошла дальше, зашла в гальюн, в кормовой каюте все посмотрела. На палубу вышла – тишина. Включаю прожектор, выхожу на палубу, кричу: "Андрей!". Нет, его нигде нет. Это была та минута, когда ты понял, что с тобой случилось страшное – вот оно случилось, всё. Выпавшего человека ночью найти вероятность стремится к нулю, это почти невозможно. Зная, что ты его не найдешь, ты все равно по идее должен развернуться и пойти по треку. Я смотрю трек, где это могло произойти, когда я в последний раз вставала. И понимаю, что мне надо разбудить Настю – а это было почти четыре года назад, она была в 16-летнем возрасте», – вспоминает она.

Марина Клочкова прослезилась, вспоминая свои эмоции в те минуты.

«Я уже поворачиваюсь идти к Насте и шорох откуда-то из носовой части, и выходит Андрей. Я его обняла и просто разрыдалась. Раз в жизни за восемь лет жизни он воспользовался гальюном в носовой части. Ни до, ни после – никогда он не посещал его с прямой целью. И вот это был тот самый раз. Это был самый страшный момент», – делится сибирячка.

После завершения второго путешествия семья отправилась во Владивосток, а уже оттуда вернулась в Новосибирск. Наконец, оказавшись дома, новосибирцы рассказывают, что подготовка к «кругосветке» заняла годы.

n7gxcDzimQ7715FJB_r-D7KI0Dq-bK2UCqa12ZFXjopDtIkyM3bP2poHgvaNtskDSJlqURtQw2_iWesZXS4UDZwZ.jpg

Чтобы отправиться в кругосветное путешествие, Андрей Клочков готовился стать капитаном яхты.

«Это был опыт, полученный за короткий срок, – два-три года, но очень концентрированный по содержанию. Я участвовал в регатах и морских перегонах яхт, очень многих за несколько лет в Средиземном море, Северном море спортивных мероприятиях и пришло понимание, какая лодка нам нужна для семейного кругосветного. После покупки еще полтора-два года ходили по Средиземному морю в тренировочном формате, чтобы семья стала командой и начала быть уверенной в своих действиях на борту лодки. Каждый отвечал за какую-то свою деятельность – паруса, рулежка, мотор, навигация и так далее. В ходе этого плавания мы останавливались в портах и делали доработки – поставили солнечные батареи, поставили дополнительную электронику. Были поставлены ветрогенератор и опреснитель», – вспоминает глава семейства.

Также при подготовке к большому путешествию важно было обеспечить семью финансовыми средствами – для этого Клочковы нашли возможность вести свой бизнес с минимальным личным вмешательством.

«Мы не бросили все и не ушли в море, как говорят. У нас остался бизнес в Новосибирске, у нас есть коммерческая недвижимость, за которой приглядывают мои партнеры. У нас есть дом в Горном Алтае, который мы построили и сдаем как туристический бизнес. Плюс наш Youtube-канал и блоги приносят доход, плюс к тому, что Марина журналист», – поделился Андрей Клочков.

Даже находясь в море, детям нужно получать образование. Юнга Лада – сейчас ей 11 лет – рассказывает, что всегда училась дистанционно в Русской географической школе Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. Второй помощник капитана Анастасия – 20 лет – прошла программу школы самостоятельно, а в Кейптауне (Южно-Африканская Республика) получила капитанские права.

Без психологической подготовки в кругосветное путешествие отправляться не стоит, отмечает старший помощник капитана Марина Клочкова.

«Главное в кругосветном плавании – оторвать зад от дивана. Это самое сложное порой бывает, и у нас на этот отрыв ушло много лет», – считает она.

Еще одним барьером для Марины Клочковой были опасения за детей, но они не оправдались – члены команды знают все правила безопасности назубок.

«Есть два аспекта обучения. Первый аспект – материнские страхи. В принципе я знаю, что с появлением детей многие люди перестают путешествовать так, как они это делали до. И уже начинается детский формат с песочницами, аниматорами и отелями в условной Турции. Но на самом деле, как показала наша практика еще сухопутных путешествий, это можно делать и с детьми», – делится старший помощник капитана.

cFK7HZgkmRMdlk9rBdgihLe3fNCNHATJpRA07uB7KNkRO_MGC_gZQ9-oK_osdTnCyGLleFmKqZmusbeEmfjQBZMC.jpg

Маршрут, по которому прошла семья на парусной яхте, подойдет не всем любителям путешествий, отмечает Марина Клочкова: «Нужно десять раз подумать – действительно ли вы хотите его именно повторять. Потому что этот маршрут скорее не для фана, это не увеселительный маршрут. Это маршрут, где надо поработать».

К слову, с собой семья в путешествие взяла солидную аптечку – на случай беды в ней есть и шприц с адреналином, и набор юного стоматолога.

Что до планов на будущее – пока семья останется в Новосибирске: есть заботы дома, да и неизвестно, как будет развиваться геополитическая обстановка. Задумок у Клочковых много, но в такое большое семейное кругосветное путешествие, вероятно, уже отправиться не получится. Например, юнга Лада признается, что хочет узнать – каково это, ходить в школу.

«Мне очень хочется, когда заземлимся по-настоящему, походить в школу немного», – делится она.

Анастасия, пройдя курсы в Кейптауне, уже может работать. Она планирует отправиться в Арктику работать на яхте.

Андрей и Марина Клочкова о перспективах говорят вполне уверенно – хотят продолжить бороздить моря, но отмечают, что пора делиться опытом.

«Если будет свободный проход для российских яхт по миру открыт, мы хотели бы вернуться в Тихий океан – там больше 100 островов, открытых русскими мореплавателями. Кроме того, есть план пройти Северо-Западным морским проходом. Стартовав из Владивостока, через Аляску пройти севернее Канады и выйти в Атлантику», – рассуждает Андрей Клочков.

Опыт, полученный в «кругосветках», нужно передавать, считает Марина Клочкова. В перспективе возможно сотрудничество с молодежными клубами Русского географического общества, парусными школами, путешествия с желающими и любителями мореплаваний. Впрочем, есть вопрос и о постройке новой яхты.

Долгожданному возвращению домой команда Клочковых рада – особенно эмоционально это восприняла 11-летняя Лада.

«Даже когда я увидела эти неровные дороги, кочки, какие-то слегка расшибленные дома плохо покрашенные… Даже просто когда я увидела березки – сразу такое тепло в душе возникло. Я просто сидела и даже им [семье] сказала, что я каждый пенек и каждый камешек здесь люблю. Это даже несмотря на то, что это было в городах, где я ни разу не была. Тревоги были тоже, потому что, подъезжая к Новосибирску, я впервые задумалась о том, что в последний раз, когда я была в этом городе и видела друзей, родных, бабушек, мне было шесть лет. И я помню только их внешний вид. И у меня был страх, что я приеду, и за эти пять лет прошел очень большой срок. Я боялась, что, когда я приеду, они мне покажутся совсем чужими людьми, потому что я не помню ни характера, ничего», – призналась юнга.
Семья из Новосибирска более пяти лет не была дома – вместе с двумя детьми Андрей и Марина Клочковы отправились в кругосветное путешествие. За это время семья посетила десятки стран, побывала на Антарктиде, полтора года прожила в Австралии из-за коронавируса, и это только верхушка айсберга. О своих приключениях новосибирцы рассказали на пресс-конференции 23 мая.

Свое первое путешествие Андрей, Марина и дети – Анастасия (на тот момент 12 лет) и Лада (2,5 года) – Клочковы из Новосибирска начали в 2014 году. На парусной яхте Lady Mary, стартовав из Черногории, семья посетила Канарские острова, западную Африку и острова Зелёного Мыса. Затем сибиряки перешли Атлантику, и вскоре через Панамский канал попали в Тихий океан. Оттуда добрались до Французской Полинезии. Там семья и прервала «кругосветку» с востока на запад и начала новую, которая войдет в Книгу рекордов Гиннеса как самая южная экспедиция, совершенная семьей с детьми на парусной яхте.

Второе путешествие Клочковых началось от острова Французской Полинезии Бора-Бора в ноябре 2018 года, продолжилось через мыс Горн, мыс Доброй Надежды, мыс Луин, Антарктиду и закончилось во Французской Полинезии.

7CKQ8p2bz0qeXr0Oya7j6vYtR3_pPL9km9hKdGcehT2bGyOFInAwKdQh10aNuVufPG0UqHJ3vK9w2vQkmbzpFTHB.jpg

«В ходе этой рекордной самой южной кругосветки мы не только обошли все южные мысы планеты, мы не только совершили поход в Антарктиду, который, кстати, был приурочен к 200-летию открытия материка российскими мореплавателями, мы еще навестили места, описанные Жюлем Верном. Тот самый широкоизвестный риф Мария Тереза на 37-й параллели и ряд островов призраков и совершили своеобразное географическое закрытие островов-призраков Тихого океана, потому что мы прошли по всем известным координатам этих островов», – делится Марина Клочкова, старший помощник капитана.

Семья также прошла полюс океанской недоступности – самую удаленную от какой-либо суши точку. Ее еще называют «кладбищем космических кораблей» – именно сюда сбрасываются отслужившие своё космические аппараты. Клочковы шутят, что, проходя точку в новогоднюю ночь, просили у Деда Мороза, чтобы на яхту ничего не упало.

Существенно на путешествии сказалась пандемия коронавируса – пока семья была в море, страны активно закрывали порты и границы.

«Когда делали переход из южной Африки к Австралии, мы вышли в одном мире, а пришли совершенно в другой. Мы вошли в Австралию и через полтора дня Австралия закрыла границы, мы успели заскочить туда. Но мы стояли в порту целый год, яхту не выпускали. Мы могли перемещаться по суше, по штабу Западной Австралии, но путешествие по морю было прервано как раз из-за этого. И когда границы между австралийскими штатами начали открываться, мы смогли добраться до Тасмании, но не смогли попасть в Восточную Австралию, потому что Сидней и Брисбен тоже были закрыты на карантин. На полтора года мы там задержались», – вспоминает Андрей Клочков.

После Австралии семья запросила остановку на одном из островов Тихого океана, но впоследствии государство отказалось принимать путешественников. Ремонтировать яхту и сломавшийся опреснитель пришлось на воде.

Проблем с визами, отмечают члены команды, не было и шутят, что, путешествуя на яхте, а не самолете, пропуск даже проще получить.

EmfAPtsANDSqTuMUfYG7zX_ZnkDJMzEKgCc6SjL11in0_aGqDJRqUB8KrF3eA_GjiD2ZNyMc8LvWsrJ42ESKoqJ2.jpg

На вахту члены семьи заступали по очереди. Любопытно, что на судне задачи нашлись даже для юнги Лады.

«На вахте я иногда замещаю Настю, если это спокойный день. Даю ей немного поспать. А так мои обязанности, как юнги, – я собираю веревки после того, как собрали или подняли паруса. Включаю ходовые огни, глушу и завожу двигатель и выполняю другие обязанности», – поделилась юная путешественница.

За годы странствий семьи Клочковых, к счастью, обошлось без опасных происшествий. Но был один случай, когда казалось, будто «случилось страшное», рассказывает Марина Клочкова – с яхты будто исчез капитан.

«Ночью он несет вахту, волнение порядка семи баллов – не шторм, но уже не гладкое море. Я вышла из каюты проверить, как там на вахте. На вахте Андрея нет. Я прошла в носовую каюту – его нет. Иду по темной яхте, свет не включаю. Я прошла дальше, зашла в гальюн, в кормовой каюте все посмотрела. На палубу вышла – тишина. Включаю прожектор, выхожу на палубу, кричу: "Андрей!". Нет, его нигде нет. Это была та минута, когда ты понял, что с тобой случилось страшное – вот оно случилось, всё. Выпавшего человека ночью найти вероятность стремится к нулю, это почти невозможно. Зная, что ты его не найдешь, ты все равно по идее должен развернуться и пойти по треку. Я смотрю трек, где это могло произойти, когда я в последний раз вставала. И понимаю, что мне надо разбудить Настю – а это было почти четыре года назад, она была в 16-летнем возрасте», – вспоминает она.

Марина Клочкова прослезилась, вспоминая свои эмоции в те минуты.

«Я уже поворачиваюсь идти к Насте и шорох откуда-то из носовой части, и выходит Андрей. Я его обняла и просто разрыдалась. Раз в жизни за восемь лет жизни он воспользовался гальюном в носовой части. Ни до, ни после – никогда он не посещал его с прямой целью. И вот это был тот самый раз. Это был самый страшный момент», – делится сибирячка.

После завершения второго путешествия семья отправилась во Владивосток, а уже оттуда вернулась в Новосибирск. Наконец, оказавшись дома, новосибирцы рассказывают, что подготовка к «кругосветке» заняла годы.

n7gxcDzimQ7715FJB_r-D7KI0Dq-bK2UCqa12ZFXjopDtIkyM3bP2poHgvaNtskDSJlqURtQw2_iWesZXS4UDZwZ.jpg

Чтобы отправиться в кругосветное путешествие, Андрей Клочков готовился стать капитаном яхты.

«Это был опыт, полученный за короткий срок, – два-три года, но очень концентрированный по содержанию. Я участвовал в регатах и морских перегонах яхт, очень многих за несколько лет в Средиземном море, Северном море спортивных мероприятиях и пришло понимание, какая лодка нам нужна для семейного кругосветного. После покупки еще полтора-два года ходили по Средиземному морю в тренировочном формате, чтобы семья стала командой и начала быть уверенной в своих действиях на борту лодки. Каждый отвечал за какую-то свою деятельность – паруса, рулежка, мотор, навигация и так далее. В ходе этого плавания мы останавливались в портах и делали доработки – поставили солнечные батареи, поставили дополнительную электронику. Были поставлены ветрогенератор и опреснитель», – вспоминает глава семейства.

Также при подготовке к большому путешествию важно было обеспечить семью финансовыми средствами – для этого Клочковы нашли возможность вести свой бизнес с минимальным личным вмешательством.

«Мы не бросили все и не ушли в море, как говорят. У нас остался бизнес в Новосибирске, у нас есть коммерческая недвижимость, за которой приглядывают мои партнеры. У нас есть дом в Горном Алтае, который мы построили и сдаем как туристический бизнес. Плюс наш Youtube-канал и блоги приносят доход, плюс к тому, что Марина журналист», – поделился Андрей Клочков.

Даже находясь в море, детям нужно получать образование. Юнга Лада – сейчас ей 11 лет – рассказывает, что всегда училась дистанционно в Русской географической школе Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. Второй помощник капитана Анастасия – 20 лет – прошла программу школы самостоятельно, а в Кейптауне (Южно-Африканская Республика) получила капитанские права.

Без психологической подготовки в кругосветное путешествие отправляться не стоит, отмечает старший помощник капитана Марина Клочкова.

«Главное в кругосветном плавании – оторвать зад от дивана. Это самое сложное порой бывает, и у нас на этот отрыв ушло много лет», – считает она.

Еще одним барьером для Марины Клочковой были опасения за детей, но они не оправдались – члены команды знают все правила безопасности назубок.

«Есть два аспекта обучения. Первый аспект – материнские страхи. В принципе я знаю, что с появлением детей многие люди перестают путешествовать так, как они это делали до. И уже начинается детский формат с песочницами, аниматорами и отелями в условной Турции. Но на самом деле, как показала наша практика еще сухопутных путешествий, это можно делать и с детьми», – делится старший помощник капитана.

cFK7HZgkmRMdlk9rBdgihLe3fNCNHATJpRA07uB7KNkRO_MGC_gZQ9-oK_osdTnCyGLleFmKqZmusbeEmfjQBZMC.jpg

Маршрут, по которому прошла семья на парусной яхте, подойдет не всем любителям путешествий, отмечает Марина Клочкова: «Нужно десять раз подумать – действительно ли вы хотите его именно повторять. Потому что этот маршрут скорее не для фана, это не увеселительный маршрут. Это маршрут, где надо поработать».

К слову, с собой семья в путешествие взяла солидную аптечку – на случай беды в ней есть и шприц с адреналином, и набор юного стоматолога.

Что до планов на будущее – пока семья останется в Новосибирске: есть заботы дома, да и неизвестно, как будет развиваться геополитическая обстановка. Задумок у Клочковых много, но в такое большое семейное кругосветное путешествие, вероятно, уже отправиться не получится. Например, юнга Лада признается, что хочет узнать – каково это, ходить в школу.

«Мне очень хочется, когда заземлимся по-настоящему, походить в школу немного», – делится она.

Анастасия, пройдя курсы в Кейптауне, уже может работать. Она планирует отправиться в Арктику работать на яхте.

Андрей и Марина Клочкова о перспективах говорят вполне уверенно – хотят продолжить бороздить моря, но отмечают, что пора делиться опытом.

«Если будет свободный проход для российских яхт по миру открыт, мы хотели бы вернуться в Тихий океан – там больше 100 островов, открытых русскими мореплавателями. Кроме того, есть план пройти Северо-Западным морским проходом. Стартовав из Владивостока, через Аляску пройти севернее Канады и выйти в Атлантику», – рассуждает Андрей Клочков.

Опыт, полученный в «кругосветках», нужно передавать, считает Марина Клочкова. В перспективе возможно сотрудничество с молодежными клубами Русского географического общества, парусными школами, путешествия с желающими и любителями мореплаваний. Впрочем, есть вопрос и о постройке новой яхты.

Долгожданному возвращению домой команда Клочковых рада – особенно эмоционально это восприняла 11-летняя Лада.

«Даже когда я увидела эти неровные дороги, кочки, какие-то слегка расшибленные дома плохо покрашенные… Даже просто когда я увидела березки – сразу такое тепло в душе возникло. Я просто сидела и даже им [семье] сказала, что я каждый пенек и каждый камешек здесь люблю. Это даже несмотря на то, что это было в городах, где я ни разу не была. Тревоги были тоже, потому что, подъезжая к Новосибирску, я впервые задумалась о том, что в последний раз, когда я была в этом городе и видела друзей, родных, бабушек, мне было шесть лет. И я помню только их внешний вид. И у меня был страх, что я приеду, и за эти пять лет прошел очень большой срок. Я боялась, что, когда я приеду, они мне покажутся совсем чужими людьми, потому что я не помню ни характера, ничего», – призналась юнга.


Читайте также