Низкий интеллектуальный коэффициент Новосибирска, который присудил городу Минстрой РФ, чиновники мэрии объяснили «глупостью начальников департаментов». В споре о том, почему столица региона в рейтинге «умных городов» провалилась по всем показателям и заняла последнюю позицию, оказалось, что виноваты в этом все – ведь никто не смог правильно заполнить отчетную таблицу. Подобная ситуация в городе происходит не в первый раз – в 2019 году из-за неправильного формата документов Новосибирску отказали в положительной экспертизе ПСД на строительство двух станций метро.
В июле 2022 года министерство строительства РФ опубликовало рейтинг уровня цифровизации городского хозяйства регионов за 2021 год. Специалисты сравнивали 47 показателей по направлениям: городское управление, умное ЖКХ, инновации для городской среды, умный городской транспорт и другим.
Новосибирск в интеллектуальном рейтинге среди крупнейших городов занял последнее 15-е место, получив лишь 34,6 балла. Его опередили Омск и Красноярск. Городские депутаты задались вопросом: как же так? И кто виноват в «глупости» города? Этот вопрос обсудили сегодня, 15 сентября, на комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству. Ответ нашелся очень быстро.
Начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Виталий Витухин объяснил, что каждый город, участвующий в этом рейтинге, должен был заполнить отчетную таблицу, состоящую из 47 параметров. В строке с каждым параметром нужно отметить, создана ли для той или иной городской сферы автоматизированная или цифровая система. Если создана – ставится единица, если нет – ноль.
Таблицу заполнял именно департамент Виталия Витухина. Специалисты собрали данные из других подразделений мэрии, а после – направили в Минстрой.
«Мы как департамент, ответственный за формирование сводного отчета, являемся специалистами лишь в 3 строчках из 47. Мы отвечаем за них головой. Остальные строчки мы собирали из других департаментов. И ровно те ответы, которые мы получили от наших коллег, те мы и вносили в таблицу, – поясняет Витухин. – Можно сейчас ругать ответственных специалистов, которые заполняли таблицу в 2021 году и не посмотрели на таблицу 2020 года, в которой стояли единицы. Можно ругать специалистов из моего департамента, но фактически они выполнили хорошо свою работу, перенеся цифры из отчетов коллег в общую свободную таблицу».
По словам Витухина, когда Минстрой опубликовал итоговый рейтинг, городские чиновники пришли в шок от того, какую позицию в нем занимает город. Сразу было созвано совещание, на котором попытались разобраться, как же так произошло. Выяснилось, что многие начальники департаментов «недопоняли», что от них требует Минстрой и поставили нули.
«То есть в таблицах содержался ответ на вопрос, который им не задавали, – говорит Витухин. – Например, у нас есть единая система оповещения. А в ответ на вопрос Минстроя, есть ли такая система, ставят ноль, то есть нет. Уже создается рабочая группа, чтобы проработать, понять, что от нас хотят увидеть в этой таблице и расшифровать для себя, что в Новосибирске отвечает показателям этой таблицы».
Присутствующая на комиссии депутат Екатерина Шалимова считает, что Новосибирск занял провальную позицию не только из-за недопонимания, но еще из-за отсутствия координации действий чиновников.
«Мне кажется, что в сегодняшнем состоянии дел это место фактически заслуженное. Мы имеем полное отсутствие координации служб, которые работают в городе. За год я столкнулась с такими моментами, от которых волосы встают дыбом. Дорожное хозяйство, когда у нас новый асфальт снимают; умные остановки, с которыми черт пойми что. Какую сферу ни копни – это все от того, что координации никакой нет. Цифровизации городского хозяйства нет. И если система какая-то будет существовать, то можно будет сказать, что Новосибирск умный город. И дело не в единичках, и не в ноликах, которые кто-то не поставил», – говорит Шалимова.
И с ней «на 200% согласилась» исполняющая обязанности начальника департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска Олеся Филатова.
«У нас нет информатизации за последние восемь лет в Новосибирске! – возмутилась специалист, отвечающая за информатизацию. – Нет перечня остановок – мы не знаем, какие остановки отремонтированы, какие планируют сделать. Департамент дорожный измерили что-то там, а куда данные сложил? Кто их может посмотреть?! Мы бесплатно вам сделаем инвентаризацию остановок – за две недели! Но только если нам дадут те поля, которые нужны. На карту это все нанесется, потому что технологиями департамент обладает. Простите, но это никому, кроме нас, не надо. Крик души!»
Она также отмечает, что департамент связи и информатизации почти не поступают заказы от других муниципальных структур. Еще десять лет назад была попытка реализовать муниципальный портал «Мой Новосибирск» – это был бы городской сервис, на котором были бы отражены все объекты инфраструктуры. Однако такой проект, по словам Филатовой, оказался провальным именно из-за отсутствия инициативы со стороны других департаментов.
Филатова также объяснила, почему в отчетной таблице с 47 критериями вместо единиц появились нули:
«Рассылается по всем департаментам эта таблица. И департаменты поскромничали. Просто в соседнем Омске систему, которая у них есть, посчитали информационной и поставили напротив пункта единичку. А наши информресурсы поскромничали или забыли – глупость совершили. Каждый начальник департамента свесил это на подчиненных и не проверил».
Стоит отметить, что годами ранее Новосибирск также не отличался своей интеллектуальностью, занимая в рейтинге последнюю строку, хотя итоговый балл был ниже, чем в 2021 году:
Отметим, что неразбериха вроде «ставить ли здесь единичку» в муниципалитете происходит уже не в первый раз. Еще в феврале 2019 года Новосибирску отказали в положительной экспертизе ПСД на строительство двух станций метрополитена и метродепо, потому что документы муниципальные чиновники, сдали проверяющим не в том формате. «Мэрия загрузила отсканированный вариант в PDF, а нужно было разработать его в специальной программе и только тогда загружать. Это новые требования. Поэтому Главгосэкспертиза и не приняла документы на рассмотрение», – рассказывал Сибкрай.ru источник в МУП «УЗСПТС» (сейчас это МП «МЕТРО МиР»).
Однако на сайте Главгосэкспертизы было указано, что формат PDF принимается, но сами данные перед конвертацией нужно набирать в специальной программе – таковы правила подачи документов с начала 2017 года, о чем мэрия в 2019 году даже и не подозревала.
«Ошибка с PDF» была придумана мэрией, чтобы скрыть куда более крупные просчеты. Впоследствии выяснилось, что вопрос о продлении Дзержинской ветки метро застопорился из-за того, что мэрия Новосибирска не смогла актуализировать проектно-сметную документацию 2013 года. Глава МУП «УЗСПТС» Александр Мысик тогда заявлял, что проектировщик давно уже умер, поэтому спросить не у кого. Уже на следующий день после публикации его слов в редакцию Сибкрай.ru позвонил сам «умерший» проектировщик – им оказалась компания из Красноярска, которая сохранила в архиве всю документацию. Но, оказалось, что новосибирская мэрия к ней даже не обращалась.