Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Об этом она рассказала корреспонденту Сибкрай.ru.
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Надежда Дмитриевна, только что на съезде российских ректоров обсуждали антикризисные программы вузов. Как негосударственные вузы планируют выходить из положения в нынешних условиях?
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Аналогичный комплекс проблем мы обсуждали и на съезде ректоров негосударственных вузов, в котором я принимала участие, он состоялся чуть раньше. Один самых серьезных вопросов, который встал сегодня перед негосударственными вузами, - смогут ли нынешние абитуриенты и обучающиеся студенты заплатить за учебу?
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Сегодня в вузах России учатся за деньги 3,5миллиона студентов, из них 1,5 миллиона – в негосударственных вузах. Но остальные-то 2 миллиона – в бюджетных вузах!
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Я против предложения президента Медведева о том, что нужно наложить мораторий на плату за обучение. Считаю это совершенно недопустимым. Нельзя на рынке действовать нерыночными методами. Давайте тогда по цепочке запретим любое повышение цен, во всех сегментах рынка.
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>И главный выход здесь, я считаю, – в налаживании системы образовательных кредитов в рамках государственной программы поддержки.
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Каким должен выглядеть этот механизм?
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Именно государство должно выступить инициатором и гарантом получения высшего образования. Предложения банков по образовательному кредиту сегодня практически ничем не отличаются от обычных кредитов. Должны быть другие условия!
Причем образовательный кредит должен быть обеспечен длинными деньгами, и давать его нужно не всем, а тем, кто действительно обладает потенциалом к обучению. Для этого могут быть разработаны специальные условия.
Когда я только начинала заниматься негосударственным образованием, узнавала условия обучения в других странах. Так вот, в Швеции образовательный кредит выдавали под 2 % годовых на 50 лет!
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Кроме платежеспособности перед вузами встала и демографическая проблема...
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- В Новосибирской области в системе негосударственных вузов обучается 27 тысяч студентов, по этому показателю мы находимся на 10-м месте в стране и на первом месте - в Сибирском федеральном округе.
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>И опять же, демографическая проблема общая для всех – и частных, и бюджетных вузов. Детей стало маловато. В этом году, например, в Новосибирской области потенциальными абитуриентами могут стать 22 тысячи выпускников средних школ и профессиональных училищ. С учетом ребят из других регионов, приезжающих поступать в Новосибирск, общая численность абитуриентов может составить около 40 тысяч человек, это еще довольно приличный уровень. Ну а дальше – надо думать об этом всем вместе.
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Надежда Дмитриевна, ваш коллега – ректор Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, депутат горсовета Виктор Козодой выступил с предложением отмены ЕГЭ. Вы поддерживаете это предложение?
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Что касается ЕГЭ, то я лично за введение Единого государственного экзамена. ЕГЭ проверяет именно базовые знания абитуриента, а обычные вступительные экзамены я лично считаю бессмысленными, они больше похожи на волю случая.
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>> Хотя в целом нужно отметить, что сам уровень подготовки в средней школе сегодня стал довольно низким. И многим ребятам, поступившим в вуз, приходится с трудом адаптироваться к новой вузовской программе.
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>На следующей неделе мы будем обсуждать проблемы высшего образования на пленуме Общественной палаты. Если страна хочет выйти из нынешнего кризиса в новом качестве, на уровень успешного развития, с обновленным интеллектуальным ресурсом, нужно как можно быстрее сделать шаг к действительной государственной поддержке – обеспечить молодым людям гарантии получения образовательных кредитов.
Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Светлана СУЧКОВА
Arial<#two#>>2<#two#>>
Arial<#two#>>
2<#two#>>