Новосибирск получил дополнительно более 1 миллиарда рублей из областного бюджета. На эти деньги привести в порядок планируется около 37 участков городских дорог. Об этом заявил мэр Максим Кудрявцев.
«Конкурсные процедуры завершились, сейчас подписываем контракты. На улицах Северной, Одоевского, Есенина, Краузе, Телевизионной и Плахотного работы начались досрочно, – написал Кудрявцев в своем телеграм-канале. – В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» запланирован капитальный ремонт 14 объектов – выполнение идет по графику».
Тем временем, проверка Контрольно-счетной палаты Новосибирска показала, что в период с 2021 года по 2022 год при выполнении ремонта городских дорог были допущены многочисленные нарушения.
Так, в Управлении дорожного строительства города отсутствовал однозначный порядок выбора параметров дорожного покрытия (тип покрытия, толщина каждого слоя, их комбинации). Это привело к тому, что в одно и то же время подрядчики могли на разные участки одной и той же улицы укладывать разные типы покрытия.
Например, в 2022 году ремонтом дорожного покрытия на проезде Виктора Ващука занимались два подрядчика по двум разным контрактам. В первом случае выравнивающий слой из асфальтобетонной смеси был толщиной 3,5 сантиметра, в другом – 5 сантиметров. Разными были и верхние покрытия: в первом – тонкослойное покрытие из горячей битумоминеральной смеси с мембраной толщиной 3 сантиметра, во втором – покрытие из щебеночно-мастичной смеси толщиной 5 сантиметров. Таким образом, дорога в рамках одной улицы оказалась с разным дорожным покрытием – как по типам смеси, так и по их толщине. Причин такого подхода к работе в УДС пояснить не смогли.
А в ряде контрактов ремонт дорожного покрытия был предусмотрен с укладкой выравнивающего слоя толщиной до 70 мм или до 50 мм, а в другом случае – вообще без укладки верхнего слоя.
«Исходя из данных представленных планов-заданий, направленных подрядчикам в рамках исполнения муниципальных контрактов в 2021 году, не указывается даже тип покрытия. Складывается ситуация, как будто подрядчик сам выбирает тип покрытия», – на это указали эксперты КСП.
Также установлено, что на некоторых дорогах фактическая толщина уложенных слоев не соответствовала заявленным в контракте. В ряде случаев зафиксировано несоответствие требованиям и по другим параметрам (например, водонасыщение). Причем это не было выявлено ни подрядчиком, ни заказчиком в ходе испытаний.
К тому же, часть муниципальных контрактов заключалось по укрупненным расценкам на неопределенный объем работ. Из-за чего подрядчики могли включать в акты и получать оплату даже за работы, которые не выполняли. Оплачивал заказчик и завышенное подрядчиками в актах выполненных работ количество асфальтобетонной смеси, и материалы, количество которых значительно превышало используемое.
При этом контроль за подрядчиком и приемка работ осуществлялись Управлением дорожного строительства практически всегда только по предоставленной к проверке документации, подготовленной тем же подрядчиком. В КСП указывают, что качество и объективность этой документации в ряде случаев не соответствует фактическим параметрам дорожного покрытия на объекте, которое по итогу ремонта не соответствует нормативным требованиям.
Для примера, после ремонта дорог по улицам Шекспира и Ипподромская верхний слой не соответствует требованиям ГОСТа по качеству уплотнения. А на улице Флотская толщина выравнивающего слоя в одном месте – 3,6 см, в другом – 5,5 см, а в договоре – вообще 6 см.
Однако во всех случаях образцы покрытия были признаны соответствующими требованиям ГОСТа.
Все это привело, как минимум, к неэффективному расходованию бюджетных средств. Правда, в КСП не указывают, каков именно размер этого расходования. Кроме того, необходимо учитывать и то, что те же перепады толщины покрытия на одной и той же улице могут привести к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий. И, конечно же, некачественно выполненный ремонт дорог приводит к их быстрому разрушению.
Напомним, Контрольно-счетная палата Новосибирска выявила многочисленные нарушения в работе муниципального казенного учреждения «Управление дорожного строительства». В их числе: несоответствие затрат по мероприятиям и неэффективное расходование бюджетных средств, несвоевременное принятие решений и ненадлежаще оформленные документы, отсутствие должного контроля за подрядчиками и однозначной методики установления срока гарантии. При этом руководитель учреждения Виктор Хихлов, который по итогам 2023 года стал директором с самой высокой зарплатой, совсем недавно покинул свой пост.