Сибкрай.ru

Новосибирский метрополитен оборудовали системой автоматического управления поездами

Новосибирский метрополитен оборудовали системой автоматического управления поездами

За 7 лет совместной работы было переоборудовано 8 станций, последняя из которых – «Студенческая» - была запущена сегодня, рассказали Сибкрай.ru в Центре общественных связей СО РАН.
- 8 станций, потому что мы сейчас говорим о станциях с путевым развитием, то есть тех, где можно совершить оборот, поставить поезд в тупик и так далее. Часть станций новосибирского метрополитена перегонные, например «Октябрьская», для них такое оборудование не требуется, - поясняет начальник службы сигнализации и связи Новосибирского метрополитена Владимир Михайлович Плотников.
В числе достоинств системы разработчики также называют более дружественный интерфейс: например, серый экран программы, от которого меньше устают глаза, в противоположность общепринятому черному. Кроме того, система позволяет проводить поэтапную модернизацию: ее можно поставить только на одной станции метро, а затем постепенно вводить на следующих. Существующие современные аналоги подразумевают единовременную замену всего оборудования на всех станциях ветки, что требует существенных финансовых вложений. Система автоматизированного управления поездами, разработанная в Институте автоматики и электрометрии СО РАН, на самой крупной станции – «Площади К. Маркса» - обошлась в 1, 5 млн. рублей.
Предыдущая система, с помощью которой управляли движением поездов раньше, работала с пульта: дежурный вручную нажимал кнопки, чтобы регулировать движение составов. Сегодняшняя – полностью компьютеризированная, а кроме того, снабжена логикой, то есть способна обучаться на основе загруженных данных и выдавать рекомендации, как лучше поступить.
- Если говорить об ошибках, то релейная логика предыдущей системы также не позволяла их совершать, но если дежурный ошибался, ему некому подсказать, а программная логика говорит, в чем он неправ. Улучшается оперативность управления, - комментирует заместитель начальника Новосибирского метрополитена Роман Владимирович Дронов.
В процессе работы ведется запись действий оборудования. Это позволяет быстрее обнаружить, а значит, и устранить возникшую неполадку. Например, существуют так называемые перемежающиеся отказы: неполадка проявилась однократно и невозможно спрогнозировать, когда она появится в следующий раз. Запись позволяет отследить и избавиться от нее.
- Автоматизированное рабочее место дежурного по посту централизации включает в себя, по сути, два рабочих места, то есть параллельно, дублируя друг друга, работают две машины, - объясняет заведующий лабораторией нечетких технологий Института автоматики и электрометрии СО РАН доктор технических наук Юрий Николаевич Золотухин. - Если один компьютер ломается, дежурный переходит работать на другой, при этом ему даже ничего не нужно включать или перезагружать.


За 7 лет совместной работы было переоборудовано 8 станций, последняя из которых – «Студенческая» - была запущена сегодня, рассказали Сибкрай.ru в Центре общественных связей СО РАН.
- 8 станций, потому что мы сейчас говорим о станциях с путевым развитием, то есть тех, где можно совершить оборот, поставить поезд в тупик и так далее. Часть станций новосибирского метрополитена перегонные, например «Октябрьская», для них такое оборудование не требуется, - поясняет начальник службы сигнализации и связи Новосибирского метрополитена Владимир Михайлович Плотников.
В числе достоинств системы разработчики также называют более дружественный интерфейс: например, серый экран программы, от которого меньше устают глаза, в противоположность общепринятому черному. Кроме того, система позволяет проводить поэтапную модернизацию: ее можно поставить только на одной станции метро, а затем постепенно вводить на следующих. Существующие современные аналоги подразумевают единовременную замену всего оборудования на всех станциях ветки, что требует существенных финансовых вложений. Система автоматизированного управления поездами, разработанная в Институте автоматики и электрометрии СО РАН, на самой крупной станции – «Площади К. Маркса» - обошлась в 1, 5 млн. рублей.
Предыдущая система, с помощью которой управляли движением поездов раньше, работала с пульта: дежурный вручную нажимал кнопки, чтобы регулировать движение составов. Сегодняшняя – полностью компьютеризированная, а кроме того, снабжена логикой, то есть способна обучаться на основе загруженных данных и выдавать рекомендации, как лучше поступить.
- Если говорить об ошибках, то релейная логика предыдущей системы также не позволяла их совершать, но если дежурный ошибался, ему некому подсказать, а программная логика говорит, в чем он неправ. Улучшается оперативность управления, - комментирует заместитель начальника Новосибирского метрополитена Роман Владимирович Дронов.
В процессе работы ведется запись действий оборудования. Это позволяет быстрее обнаружить, а значит, и устранить возникшую неполадку. Например, существуют так называемые перемежающиеся отказы: неполадка проявилась однократно и невозможно спрогнозировать, когда она появится в следующий раз. Запись позволяет отследить и избавиться от нее.
- Автоматизированное рабочее место дежурного по посту централизации включает в себя, по сути, два рабочих места, то есть параллельно, дублируя друг друга, работают две машины, - объясняет заведующий лабораторией нечетких технологий Института автоматики и электрометрии СО РАН доктор технических наук Юрий Николаевич Золотухин. - Если один компьютер ломается, дежурный переходит работать на другой, при этом ему даже ничего не нужно включать или перезагружать.


Читайте также